История запорожского кафе, которое открылось во время массированных ракетных атак
"Война всегда несет с собой огромное горе и потери. В то же время учит и закаляет характер. Во время войны, одни учатся жить "здесь" и "сейчас", другие - начинают ценить то, что имеют, кто-то открывает в себе новую суперсилу, а кто-то - решается сделать то, что раньше, из-за опасений или собственной неуверенности, постоянно откладывал "на потом".
Это слова известного запорожского маркетолога, а ныне совладелицы городского кафе "Orman-G" Татьяны Дроботи. Женщина вместе с друзьями-единомышленниками решилась начать бизнес в прифронтовом Запорожье во время большой войны. Более того, кафе открылось в октябре, который из-за вражеских атак вошел в историю нашего города, как "черный месяц".
Как это было - далее в формате "сторитейлинга".
Случайные люди отошли, появились друзья и команда
"Мое окружение до 24 февраля 2022 года и сейчас - кардинально изменилось. Люди, с которыми мы дружили до войны, которые ходили ко мне в гости домой, были близкими друзьями - их нет, они уехали. Это был тяжелый период, когда близкие люди, выезжали молча и потом звонят и будто ничего не произошло спрашивают: "Ну что ты еще там? И как там?". Тогда мне казалось, что в городе не осталось никого. Все изменилось, когда я пришла в один волонтерский центр, где увидела очень много людей. Более того, их было не просто много, а очень много. Все они делали кто, что может, чтобы защитить город. Среди них был Роман Касьян. Мы раньше были знакомы, но друзьями стали именно во время войны. Роман руководил международной логистикой гуманитарных грузов, я занималась медиа присутствием волонтерского центра. У Ромы и его жены Виты четверо детей, трое из них - несовершеннолетние. В начале вторжения они могли выехать за границу, впрочем остались не просто в Украине, а в родном городе, который стал прифронтовым. Поэтому и для меня это был такой маркер, что у нас общие ценности. То есть этим людям можно доверять и можно делать совместные проекты", - рассказывает Татьяна.
Осенью прошлого года Роман увидел объявление о том, что сдается в аренду помещение в центре города. В нем с 2018 года было кафе, и теперь предлагалось в аренду как готовый бизнес.
"Роман увидел объявление и предложил семьями открыть вместе кафе. У него очень хороший вкус в отношении кофе, еды и вина. Его жена Вита Орманжи имеет опыт работы барменом, а также управления бизнесом. Я - имею большой опыт работы в маркетинге, в частности в ресторанном бизнесе, знаю, как устроены процессы и что надо делать. Мой муж Юрий Львов - помогает с эстетически-визуальной частью. Мы начали говорить об этом в первых числах октября. В городе было все более-менее спокойно. Но как только мы подписали договор аренды, провели первое совещание с командой и на следующий день (6 октября) россияне выпустили несколько ракет по Запорожью. Они попали в дома в центре города. Погибли и пострадали люди. Началась настоящая паника. Команда, которая осталась от предыдущего владельца, уехала. Мы прочитали в рабочем чате: "Извините, мы уже уехали. Ключи у родителей". Октябрь - черный месяц для Запорожья. Четыре дня враг каждую ночь бил по жилым домам. Это мы сейчас знаем, что это продолжалось четыре страшных дня, а тогда же никто не знал, как долго этот ужас будет продолжаться и тогда казалось, что это не закончится. Даже среди знакомых выехали те, кто удержался в начале вторжения. В соцсетях распространялось ИПСО о "Запорожье - новый Мариуполь" и "держитесь подальше от центра города". Мне постоянно звонили знакомые с призывом "выезжай". У Виты и Ромы трое несовершеннолетних детей... Они тоже не могли понять, что делать: оставаться или уезжать? Открывать то кафе или нет? Для меня лично, было и есть важным оставаться вместе со своим мужем и семьей. Кроме того, у меня дома много растений. Оставить свой живой дом на неопределенное время для меня означало измену. Мы остались. Рома с Витой тоже. Решили закрыться на несколько дней и сделали генеральную уборку и инвентаризацию, продумали план действия и начали работать", - вспоминает Татьяна.
Работать без команды - невозможно. Поэтому, Вита и Татьяна дали объявление, что ищут поваров и баристу.
"Мы понимали, что людей с опытом в октябре мы не найдем, потому что они или трудоустроены, или уехали. Также мы понимали, если человек остался в городе в такой трудный момент и пытается найти работу, то он чего-то стоит. Такие люди не будут бежать при первых трудностях, им надо дать шанс, даже если у них нет опыта", - добавляет Вита.
Так, в команде появился бариста Богдан - парень из Гуляйполя. Этот город беспощадно обстреливается каждый день. Враг укрывает его из всего вооружения, которое имеет.
Парень никогда раньше не работал баристой, но сказал честно, что хотел бы научиться.
"Мы гордимся тем, что он в нашей команде. Мы называем его "кофейным сомелье". У него есть ощущение оттенков вкуса кофе. Он классно умеет балансировать напитки", - говорят владелицы кафе.
Волшебный сад и страшная ярость
"Я сразу знала, что в нашем кафе должно быть много живых растений. Для меня растения - это о жизни, о точке опоры. Во-вторых, заведение, которое было раньше на этом месте уже имело наработанную аудиторию кофе и десертов, поэтому к этому направлению решили добавить еще хлеб и вино. То есть больше съедобную и вечернюю составляющую. Так появился концепт городского кафе, с акцентом на кофе, десерты, хлеб и вино, где любят растения. Растения здесь не только в интерьере, но и в каждом блюде. Это полностью семейный бизнес и семейные рецепты. Например, фирменный салат Виты с баклажанами, который она придумала для Романа во время светомаскировки. Или мой фирменный чай со свежим чабрецом. Именно так мы встречаем и угощаем гостей у себя дома", - говорит Татьяна.
На вопрос, а часто ли накрывает паническое настроение и возникает сомнение, а вообще стоило ли все это "заваривать", женщины-компаньонки отвечают:
"Нас двое и мы даем возможность друг другу отдохнуть, когда настроения нет или сил, поддерживаем, когда трудно и хочется плакать. Мы все решения принимаем совместно. Мы все обсуждаем. Февраль этого года был самым тяжелым. Оккупанты постоянно пугали наступлением на Запорожье. Люди выезжали. Чем ближе было к годовщине вторжения, тем меньше посетителей становилось. Мы увидели стремительное падение количества чеков. 24 февраля 2023 года - для меня это третья волна массового выезда людей из Запорожья. Первая - 4 марта 2022 года, когда произошел захват Энергодара, вторая - октябрь, когда были ракетные атаки по городу. Впрочем надо учиться жить в быстро меняющихся условиях. Мы умеем это делать. Во время войны научились. Да, были трагические времена, было много слез, но есть и опыт, которым можно гордиться. И то, что мы удержались на городе и сделали, что-то полезное для города и экономики, - это тоже круто и я этим горжусь."
Они признаются, если бы не война, то этого бизнеса, возможно, и не было бы. Потому что вряд ли бы кто-то решил сдавать готовый бизнес в аренду в самом центре города. Кроме того, в одиночку тоже не решились бы.
Сегодня они, без пафоса и преувеличения, называют кафе своим ребенком и очень волнуются за него.
"Когда нам не хватает денег, чтобы воплотить замысел, то руки немножко опускаются. Но мы понимаем, что мы такие не одни, что причина не в нас. Война. А еще мы понимаем, что 7 человек, во время войны ежедневно имеют возможность ходить на работу. Мы выплачиваем им зарплату еженедельно. И это благодаря тому, что наше городское кафе работает. Мы заметили, что нашим работникам здесь нравится. Когда у них есть свободное время и не их смена, то они приходят сюда чтобы просто выпить кофе и это круто", - говорит Вита.
По словам девушек, огромную поддержку они получили от родных и близких, что также вдохновило и придало веры в собственные силы.
"Мой муж меня очень поддерживает. Моя бабушка пробует все наши торты. Круто, когда то, что мы делаем, нравится еще кому-то. Это значит, что мы - единомышленники", - говорит Татьяна.
Победу не надо просто ждать
Прошу девушек представить победу и немножко пофантазировать, каким бы был этот день в их кафе.
"Мы устроим праздник, какую-то акцию, придумаем какой-то напиток или блюдо. Но победу не надо просто ждать. Каждый должен делать свое дело и помогать военным приблизить победу", - говорит Таня.
Ее родные - из Гуляйполя. За время полномасштабной войны, никто из них не был там.
"Хочу побывать в Гуляйполе. Школа, где работала моя прабабушка, ее нет, кинотеатр, который строил мой дедушка, его тоже нет. Много чего родного из детства уже нет. Мне страшно даже думать об этом, но надо будет решиться туда поехать. Знаю и верю, что это точно будет", - говорит она.
Говоря о Гуляйполе добавим, что в честь Таниной прабабушки - Марии Павловны, которая была учительницей, в кафе есть десерт. Он так и называется "Мария Павловна".
Вита мечтает о том, как с семьей снова побывает в любимом Геническе. Говорит об этом со слезами на глазах.
А еще девушки мечтают, что после победы, что такой же "Волшебный сад" (так они называют кафе) откроется и в других городах.
Тем, кто думает, а стоит ли начинать бизнес во время войны, они говорят:
"Если есть колебания, то лучше не надо. Надо понимать и не забывать, что не можешь открыться, а потом, когда паника накроет, сказать: "ой" и закрыться. Начиная бизнес, ты берешь ответственность за людей, которые придут в твою команду".
P.S
"Заварили бизнес" - это новый проект, в рамках которого мы будем рассказывать, как живет, выживает и рождается во время войны бизнес в Запорожье.
"У каждого свой фронт" - эту фразу с начала полномасштабного вторжения слышал, пожалуй, каждый украинец. Этот проект об экономическом фронте, который мы хотим поддержать информационно. Поэтому, если, несмотря на войну, вы начали свою историю успеха и готовы о ней рассказать, пишите нам [email protected].