Россияне повредили 100-летнее здание краеведческого музея Гуляйполя: что о нем известно и куда делись экспонаты
С первых дней полномасштабной войны россияне имели целью захватить город Гуляйполе, что в Пологовском районе Запорожской области. Было немало неудачных попыток прорвать оборону, потом враг уничтожил инфраструктуру, оставив людей без света, газа, воды и вообще без нормальных условий для жизни. Захватчики назвали его "злым городом" и начали буквально "стирать" с лица земли. Российская армия сбрасывает на Гуляйполе авиационные бомбы, обстреливает артиллерией, РСЗО, атакует дронами. В городе нет ни одного целого здания, существенным разрушениям подверглись и исторические объекты, которым более сотни лет.
О разрушенном культурном наследии - далее в материале 061.
Историк, председатель организации "Гуляйпольские древности" Сергей Звилинский в комментарии 061 говорит, что культурное наследие Гуляйполя разрушено, но не утрачено.
Мы попросили его рассказать об одном из самых известных зданий города - краеведческом музее.
Согласно данным открытых источников, он заработал 11 декабря 1960 года, до начала полномасштабной войны насчитывал 18 тысяч экспонатов. Однако история здания начинается значительно раньше - еще в 1900 году.
"Само здание строилось, как представительство "Банка Общества взаимного кредита". Это сетевая структура, которая существовала в то время. Этот филиал открывался по инициативе местных жителей. Например, представителями такой местной инициативы были гуляйпольские купцы первой гильдии, в частности известная семья Кернеров. Это довольно известный гуляйпольский род, выходцем из которого является известный писатель Гирш Борисович Кернер, который писал под псевдонимом Грицько Кернеренко. Также к инициативе присоединились немцы-меннониты местные. Собственно их финансы были уставным капиталом регионального отделения банка", - рассказывает историк.
Банк открылся в 1901 году. Архитектурный стиль не был особенно уникальным, потому что это была сетевая организация и строились они по типовым (базовым) архитектурным проектам.
"Это классическое помещение банка: огромный холл и кабинеты", - говорит Сергей Звилинский.
Отдельно он акцентировал внимание собственно на холле. По его словам в то время в Гуляйполе это был один из крупнейших залов, где проводились собрания.
"Его арендовали для проведения многих мероприятий. Позже, в 1908 году, в Гуляйполе откроется театр-коллизей, и мероприятия начнут проводить там. Однако, хорошо сохранились данные времен Революции 1917 года, согласно которым известно, что в этом помещении банка проводились собрания представителей различных профсоюзов, которые Нестор Махно возглавлял. А он возглавлял, пожалуй, все что только существовало в те времена", - продолжает собеседник.
Как банковское учреждение "Общество взаимного кредита" здание существовало до 1919 года. Ежегодно здесь выдавались десятки миллионов кредитов. Крестьяне брали кредиты на сельхозтехнику, оборудование, аренду земли. Более того, в этом банке открывали счета известные в те времена люди, владельцы предприятий. Банк был рентабельным, город развивался и рос. В банке работало около 20 работников персонала.
В 1920-е годы, когда большевики пришли к власти, в здании открылся (еврейский поземельный банк) "Общество еврейских колонистов".
"Через это учреждение заходили деньги, которые выделялись на восстановление еврейских колоний, которые были вокруг Гуляйполя. Их было 16. Это был огромный грантовый проект, если говорить современным языком. Проект по восстановлению еврейских колоний. Приглашались специалисты, техника", - объясняет историк.
В 1932-1933 годах банк не работал. Более того, с этого времени помещение перестает функционировать, как банковское учреждение. Туда заезжает гуляйпольская поликлиника, начинается перестройка и тогда исчезает большой актовый зал. К сожалению, ни одного фото интерьера того времени не сохранилось. Самые старые фото, связанные с этим историческим зданием, сделаны в 1950-х годах.
"Итак, первая перестройка состоялась, когда поликлинику сделали. Она там была до Второй Мировой войны - до 1941 года. В 1941 году город оккупировали немецкие войска и помещение отвели под церковь. Это центральная площадь была и там немецкое командование решило открыть православную церковь, которая там была до 1943 года", - рассказывает Звилинский и добавляет, что пытался выяснить, кто был священником, опрашивал людей, которые жили в то время, но его никто не помнит. Поэтому, он предполагает, что он был не местный.
Церковь оставалась в здании до весны 1944 года. Здание не было ни сожжено, ни разрушено, когда немцы отступали.
В 1945 году помещение является коммунальной собственностью и его отводят под районный дом культуры. При нем в 50-60 годы начинает работать музейная комната, которая со временем становится музеем и он вытесняет клуб.
Если говорить об охранном статусе здания с более чем 100-летней историей, то в 2021 году был принят Генплан города. Специалисты разработали зонирование и определили исторический ареал Гуляйполя. Здание краеведческого музея входит в исторический ареал.
"Охранный статус имеет весь исторический ареал Гуляйполя. Все здания охраняются. Более того, Гуляйполе является историческим населенным городом", - уточняет историк.
До полномасштабной войны внешне здание почти не претерпело изменений. Только сзади было пристроено несколько помещений, где находились фонды музея. Сам фасад музея является оригинальным, а вот середину аутентичную было потеряно еще в 80-х годах. Однако, в результате вражеских обстрелов сейчас здание сильно повреждено.
"Я веду реестр разрушенных зданий. Фиксируем разрушения. В городе повреждено 100% зданий, разрушены полностью - очень большой процент, называть не будем, потому что бьют по городу ежедневно и ситуация меняется. Если будет суд, на котором будут подсчитывать суммы нанесенного ущерба, то мы имеем документы и готовы предоставить их. Ждем деоккупации и восстановления. Культурное наследие Гуляйполя разрушено, но не потеряно. Надежда еще не угасла, что спасти нельзя. Еще верю. Стены живы. С грамотными подходом специалистов все можно восстановить, хотя даже не представляю, сколько архитекторов и других специалистов нужно. Но если речь будет о восстановлении, то мы имеем шанс восстановить историческую часть города. Она уникальна", - говорит Сергей Звилинский.
Удалось ли эвакуировать музейные экспонаты 061 рассказал директор Департамента культуры и информационной политики ЗОВА Владислав Мороко.
По его словам, с первых дней полномасштабной войны Департамент совместно с местным самоуправлением занимались вопросом эвакуации музеев. Говорит, что где-то эту работу успевали проводить, а где-то, к сожалению, нет, потому что враг заходил в города очень быстро - на второй-третий день полномасштабного вторжения и там не успели эвакуироваться не только музеи, но и люди.
"Из таких населенных пунктов, как Орехов и Гуляйполе нам удалось эвакуировать экспонаты, потому что у нас был люфт по времени. Мы вывозили наиболее ценное, это определяли наши уважаемые коллеги. То, что было самое ценное (с материальной и научной точки зрения) из музея Гуляйполя было вывезено и размещено в более безопасных местах. После победы, после окончания войны все это будет возвращено, но нам придется многое восстанавливать, потому что разрушениям подвергались и здания, и экспозиции", - говорит Мороко.
"Историки говорят, что культурное наследие разрушено, но не утрачено. Согласны с этим?", - спрашиваем.
"Да. Оно (культурное наследие, - ред.) есть в научных работах. Мы будем наблюдать с вами после победы бум археологии, бум исследований. Нам надо будет заниматься спасительной археологией и работой по музейному наследию, а это обычно дает новые открытия", - отвечает чиновник.
Что касается убытков, то сейчас назвать точные цифры невозможно, потому что боевые действия продолжаются и немало населенных пунктов находится под оккупацией. Но речь идет точно о миллионах, десятках, сотнях миллионов.
"Реально мы будем понимать после деоккупации, потому что разрушаются не только музейные здания, но и курганы, исторические массивы. Если разрушен целый исторический город (Гуляйполе именно такой, - ред.) бомбардировкой, то, наверное, будем считать уже миллиардами, но все это после победы", - говорит Владислав Мороко.