
"Очень много завязано на ответственности": история крафтового магазина в Запорожье, который открыл свои двери во время войны

Запорожанка Ирина Колебанова во время полномасштабного вторжения рискнула и открыла небольшой продуктовый магазин "Paprika". Здесь представлены продукты от 18-ти крафтовых производителей из Запорожской области, а также других регионов Украины. Мы узнавали о сложностях с которым сталкивается маленький бизнес, как производители локальной продукции скооперировали силы и как изменились запросы потребителей.
От яблони до фестиваля консервации: каков путь крафтового локального производителя
Все началось с того момента, когда семья переехала в частный дом с большим садом. Технолог по производству полупроводниковой продукции Ирина и подумать не могла, какие изменения ее ждут. Она начала эксперименты с интересными вкусовыми сочетаниями варенья - вишня в шоколаде, слива с имбирем. А потом нашла рецепт яблочного зефира и в шутку говорит, что не один миксер сломала, чтобы получился действительно качественный продукт. Близкие предложили как-то Ирине попробовать познакомить людей с теми сладостями, которые она делает своими руками. Сначала Ирина пришла на ярмарку возле цирка, но так ничего там и не продала. Затем решила попробовать принять участие в Покровской ярмарке, но за первый день смогла продать только 10 зефирок из партии в 500 единиц. Руки опустились, и она уже подумала, что все ее старания бессмысленны, как муж предложил попробовать поехать на следующий день в парк на Радуге, если ничего не выгорит и в этот раз, то хотя бы раздать зефир детям. И произошло то, на что Ирина уже не надеялась - ее домашний яблоневый зефир так пришелся по вкусу, что к ней выстроились очереди. Мамы с детьми, семейные пары и просто ценители сладенького потянулись за зефиром и все просили контакты, где же можно заказать их еще.
"После этого мы очень сильно подняли цену на зефир. То есть если он у меня стоил 5 гривен, и я тогда вообще не могла оценить свою работу, то потом мы за один день подняли цену на 25. И сын меня так встряхнул и это дало возможность мне толчок. Так появились деньги для эксперимента с добавлением шоколада. Если порция не получилась, можно было это безболезненно вылить и сделать другую. Но с тех пор мы цену не поднимали", - вспоминает Ирина.
В том парке она познакомилась с Натальей Бабенко, которая пригласила Ирину на фестиваль домашней консервации.
На фестивале Ирина подружилась с другими производителями крафтовой продукции - сыра, колбас, варенья, шоколада, консервации и многое другое. Главное отличие продуктов крафтового производства - высокое качество, насыщенный вкус и натуральный состав. Обычно такое производство небольшое, а партии очень ограничены. За счет этого у производителя получается контролировать качество каждой единицы товара.
"Именно там на фестивале я познакомилась со всеми. Там царила всегда очень душевная атмосфера - все знакомятся, общаются. Среди нас нет этой конкуренции, мы все друзья", - делится наша героиня.
Именно тогда совместно с сыном пришла идея объединить усилия с партнерами и создать первый крафтовый магазин Soloma в 2021 году, где участники фестиваля могли бы купить полюбившуюся продукцию. Магазин открылся несмотря на коронавирус и все ограничения для бизнеса, сложившиеся в связи с этим. Здесь были представлены только локальные крафтовые производители Запорожья и области, где можно было попробовать и купить органические продукты питания.
Как появилась Paprika и почему на самом деле важен выбор натуральных продуктов
Ирина объясняет, что их пути с партнерами по бизнесу разошлись в начале 2022 года, поскольку каждый имел свое представление о крафте. Муж Ирины Сергей снова стал на защиту Украины. До этого он уже был в зоне АТО, а потом ненадолго вернулся в мирную жизнь - на завод, а параллельно создавал погремушки и натуральные леденцы. Ирина говорит, что как бы она ни пыталась повторить его леденцы, у него всегда получается лучше. В окружении женщины очень много предпринимателей продолжили свой бизнес в условиях полномасштабной войны преодолевая множество трудностей - оккупация, эвакуация бизнеса, финансовые сложности, налаживание новых связей с поставщиками и покупателями и многое другое. Это и подтолкнуло предпринимательницу не сидеть сложа руки, а открыть теперь уже собственный магазин с крафтовой продукцией.
"Насколько трудно было открывать новый проект в условиях масштабной войны? Это катастрофа. Главное, мне кажется, долго не думать и долго не погружаться в эти процессы. Я говорила себе: "никогда больше" и это длилось ровно 20 минут. У меня муж сейчас служит. И вот этот проект для меня, как и для большинства наших поставщиков является точкой опоры, чтобы просто не сойти с ума, занять себя и работать", - рассказывает Ирина.
Ей повезло найти свободный киоск, не в самом проходном месте, но за очень символическую сумму аренды.
"На принятие решения ушло несколько минут. Так и появилась наша Paprika. На самом деле, мы очень долго искали название. Наверное, это было самое болезненное для нас, мы примеряли разные варианты, уже даже вывеску делали, но все было не то, ведь название должно запоминаться, вызывать эмоции. А вот "Paprika" вызывает улыбку, - продолжает Ирина, - Теперь у нас добавились новые участники. Если раньше мы поддерживали только локального производителя из Запорожья и региона, то в период войны многие наши производители уехали в другие регионы. И мы стали больше общаться, познакомились с новыми участниками и их продукцией".
Здесь можно найти большой выбор молочной продукции от запорожского бренда "Файна Ферма"; сыры от органической фермы из Одессы "Ліхтенфельд"; джерки и вяленое мясо от днепровского производителя "Mad Meat"; колбасы и сосиски от производителя "Шмат М'яса"; готовые полуфабрикаты от ресторатора Александра Бобира; десерты и сладости от бренда Ирины "Солодке життя" и "Прянична пряня"; быстрые супы, фруктовые чипсы и чаи от "Arty"; готовая еда от теперь уже полтавских производителей "Food for you" в реторт-пакетах; соусы, аджика и перцы от запорожской "Запальнички"; травяные чаи от "Cvit Kvit"; специи и намазки от запорожских "Bufet furshet", разнообразная консервация от запорожских производителей и многое другое.
"У каждого из них своя удивительная история. У них хватило сил не опуститься, не сказать мне "хватит, я не хочу", хотя есть возможность уехать, но они предпочли остаться на родине и делать такой классный продукт. Ну, опять же, мы делаем, двигаемся, потому что нас поддерживают покупатели", - говорит наша героиня.
Ирина Колебанова рассказывает, что открытие своего дела постоянно подталкивает ее развиваться. Например, недавно она осуществила свою мечту и прошла мастер-класс у известного пекаря и ресторатора и теперь сама выпекает буханки хлеба и синобоны, которые можно попробовать в "Paprika". Весь хлеб готовится на закваске - пшеничный белый, на гречневой муке, и с тыквенными семечками. Для того, чтобы выпечь хлеб, Ирина встает в три часа утра и уже в шесть находится за стойкой магазина и встречает каждого гостя.
Вместе с ней в магазинчике работает еще одна продавщица, которая с начала полномасштабной войны была вынуждена уехать из оккупированных Полог.
О честности с покупателями, домашней атмосфере и взаимной поддержке
Ирина рассказывает, что при выборе поставщиков и партнеров, с которыми она сотрудничает, прежде всего, обращает внимание на честность и прозрачность производителя. Определяющим фактором является обратная коммуникация с потребителями. Все продукты, которые представлены в "Paprika", на этикетке имеют название и контакты (номера телефонов, электронная почта, QR-коды на соцсети или сайт), где каждый может найти полную информацию, задать вопрос или уточнить какие-то важные детали. Второй важный фактор - это регистрация своего бизнеса (ФЛП, ООО или любая другая форма), которая позволяет прозрачно вести все финансовые расчеты и бухгалтерский учет.
"В нашей работе важно, что наши покупатели знакомы с конкретным производителем. Это продукт с именем. То есть они понимают, у кого они все это покупают и это совсем другая аура. Когда ты наблюдаешь у нас на странице, чем кормят коров, как они выглядят, в каких условиях они содержатся, такие вещи формируют доверие. Ключевое - это открытые, готовые к сотрудничеству, готовые отвечать на вопросы производители", - рассказывает владелица "Паприки".
Предпринимательница подчеркивает, что по счастливой случайности все производители с которыми она сотрудничает, очень близки ей по духу: все активно волонтерят, помогают военным или же кто-то из основателей сам является защитником Украины, поддерживают социальные инициативы.
"Мы пытались создать здесь такое место, где царит домашняя обстановка. Здесь не просто обычный магазин. Он отличается атмосферой. Весь товар здесь не массовый, а делается именно для покупателя. И покупатель это чувствует. У нас можно заказать именно себе хлеб, такой какой ты любишь. И ты чувствуешь здесь причастность к сообществу, которое имеет много общего. Мы старались, чтобы заходя сюда, у человека все плохие мысли испарялись, и он был занят хотя бы эти 15-20 минут дегустацией вкусного продукта и общением, улыбками и хорошим настроением", - рассказывает о главной своей миссии наша героиня.
Отличительная черта этого магазина - здесь покупатели могут попробовать все и моментально дать обратную связь, что очень важно и ценно для производителей. Исходя из этих отзывов, крафтовики оценивают, что получилось, что нуждается в доработке и главное - что хочет покупатель. А еще, как это ни странно, но именно в период полномасштабной войны многие производители вынуждены были быстрее двигаться и развиваться и за очень короткий период времени многие нарастили свое производство и сильно выросли в профессиональном плане.
Ирина Колебанова рассказывает, что самым сложным было в этот период кроме высокой стоимости электроэнергии, снова нарабатывать клиентскую базу. Ведь основная целевая аудитория - это молодые люди и семьи с маленькими детьми, где родители делают ставку на натуральные продукты. С началом полномасштабного вторжения большинство постоянных покупателей выехало за пределы Запорожья.
"Заново сейчас приходится проходить этот путь, знакомить людей с крафтом, новым продуктом. Мне помогает понимание того, что мы ответственны перед этими людьми, у которых взяли их товар. Ты должен прийти, ты должен продать. У меня есть продавщица, которой я должен заплатить зарплату. Очень много связано на ответственности, но ценна и взаимоподдержка с нашими покупателями. На днях в результате взрывов у нас окна и двери повылетали и так иногда хочется спрятаться под одеяло и не видеть этого всего. Но стоит прийти на работу, а тебе покупатели что-то рассказывают, делятся своими переживаниями и к вечеру ты уже отходишь и вполне нормально себя чувствуешь", - под конец разговора признается Ирина.