• Главная
  • "Самое сложное - делать бизнес с мыслью, что его уже потеряли": история мариупольского заведения, которое возродилось в Запорожье
10:00, 16 ноября 2023 г.

"Самое сложное - делать бизнес с мыслью, что его уже потеряли": история мариупольского заведения, которое возродилось в Запорожье

"Самое сложное - делать бизнес с мыслью, что его уже потеряли": история мариупольского заведения, которое возродилось в Запорожье

Полтора года назад в Запорожье нашла свой второй дом доставка суши "Алло, лосось". В здании этого заведения в Мариуполе в самые страшные времена спасались местные жители, а продукты со склада повара отдавали на нужды военным во время блокады города. Мы пообщались с владелицей заведения Ангелиной Тесленко о том, почему бизнес решил возродиться именно в Запорожье, можно ли решить проблему с нехваткой кадров и как изменились ценности предпринимателей, переживших травматический опыт.

Как открыться на территории зоопарка и дружить с пеликанами

До 2020 года Ангелина не имела опыта работы в ресторанном бизнесе. Она долгое время работала в маркетинговой сфере, разрабатывала рекламные стратегии, занималась менеджментом управления и благодаря этому имела очень много знакомств с предпринимателями из индустрии гостеприимства, которые ее вдохновляли своими иногда безумными идеями и нестандартным мышлением. Во время пандемии филиал в Житомире, где она работала директором, распался, и Ангелина видела перед собой два варианта событий - развиваться в дальнейшем, как HR-менеджер или же рискнуть и попробовать открыть собственное заведение.

Так, в марте 2020 году она переехала в Мариуполь к своей второй половинке и уже через два месяца они начали работать над открытием заведения азиатской кухни.

"Началось все очень необычно, потому что мы открыли свои двери на территории зоопарка. Из-за ковида в то время заведения не работали, или же только начинали как-то адаптироваться к новым санитарным условиям. Мы скорее, наверное, сориентировались, как это правильно делать, но опыта у нас было мало. На тот момент мы имели минимальный бюджет и решили, что это классная идея, чтобы прописаться на территории зоопарка. Почему? Потому что на территорию зоопарка пускали людей и мы могли работать на минимальных условиях по оплате аренды.  Тогда еще мы не работали на доставку, у нас не было курьеров, а мы только тестировали свою кухню при зоопарке. Настолько смешно было, когда к нам из-за насыщенного запаха рыбы заходили пеликаны. Их почти невозможно было вытащить. Мы находились буквально где-то в 20 метрах от белых тигров, которые постоянно рычали. Было экстремально страшно и весело одновременно. Это был достаточно интересный опыт во всех смыслах", - вспоминает о зарождении заведения Ангелина Тесленко.

"Самое сложное - делать бизнес с мыслью, что его уже потеряли": история мариупольского заведения, которое возродилось в Запорожье, фото-1

После того, как удалось получить узнаваемость и набрать команду, заведение переехало уже в большое подвальное помещение в самом центре Мариуполя рядом с драмтеатром. Владельцы начали делать ремонт, обустроили помещение, поставили новое оборудование и расширили персонал. На тот момент в заведении уже работали 20 человек. В январе 2022 года рестораторы поставили себе цель - масштабироваться и открыть вторую точку в курортном Бердянске, как минимум на летний сезон. Однако все планы разрушило полномасштабное вторжение.

Как рестораторы встретили войну и возродились именно в Запорожье

"Когда 22 февраля мы в новостях услышали о том, что Путин присоединяет в состав России Донецкую и Луганскую область мы понимали, что это дичь, но это был показатель, что, скорее всего, это делается для того, чтобы официально ввести войска в эти области, а мы прифронтовая зона. Мы понимали с моим молодым человеком, что что-то может произойти, но я не хотела никуда ехать до последнего. Единственное, что мы сделали - заправили машину и все. Вечером 23 февраля моя тетя, которая является военнослужащей, в телефонном разговоре предостерегла меня и сказала на всякий случай поставить будильник на 4 часа утра следующего дня. Вроде все должно быть хорошо, но пусть так будет. Тогда я заработалась где-то до часу-двух часов ночи и уже услышала эти взрывы. В Мариуполе это произошло чуть раньше, чем по всей Украине", - вспоминает утро того страшного дня Ангелина Тесленко.

Понятно, что оставаться в прифронтовом городе было небезопасно. Они известили коллектив, что заведение временно не работает, предоставили рекомендации, которые считали полезными на тот момент — быть рядом с родными, следить за новостями и возможностью выехать в безопасное место.

Ангелина в 7 утра сложила вещи в две сумки, чтобы вместе с парнем и семьей знакомых поехать в Запорожье к родителям. Никто не знал, чего ждать и надеялись, что это ненадолго. Самым страшным было чувство беспомощности и полной неизвестности.

«Я была готова вернуться в Мариуполь на следующий день. Я надеялась, я ждала, я была почти уверена, что этот ужас не может длиться долго – возможно, через несколько дней мы снова вернемся. Весь следующий месяц был самым страшным за все мои 28 лет. Я предпринимательница по своей натуре. Я такой человек, постоянно что-то решающий в своей голове, максимально себя нагружает количеством задач. А здесь у меня нет ничего. Совершенно. Я не могу ни на что повлиять – ни на свое состояние, ни на обстоятельства, ни на команду. Пока была связь с управляющим, мы передали все продукты на помощь военным. Мне очень страшно было, что я не понимала, что происходит с моими людьми, как им помочь уехать. Об оборудовании я вообще молчу, потому что это на тот момент стало совсем неважным», - рассказывает наша героиня.

Понятно, что оставаться в прифронтовом городе было опасно.  Они известили коллектив, что заведение временно не работает, дали рекомендации, которые считали полезными на тот момент - быть рядом с родными, следить за новостями и за возможностью выехать в безопасное место.

Ангелина в 7 утра сложила вещи в две сумки, чтобы вместе с парнем и семьей знакомых поехать в Запорожье к родителям. Никто не знал чего ждать и надеялись, что это ненадолго. Самым страшным было ощущение беспомощности и полной неизвестности.

"Я была готова вернуться в Мариуполь на следующий день. Я надеялась, я ждала, я была почти уверена, что этот ужас не может длиться долго - возможно через несколько дней мы снова вернемся. Весь следующий месяц был самым страшным за все мои 28 лет. Я предпринимательница по своей натуре. Я такой человек, который постоянно что-то решает в своей голове, максимально себя нагружает количеством задач. А здесь у меня нет ничего. Абсолютно. Я не могу ни на что повлиять - ни на свое состояние, ни на обстоятельства, ни на команду. Пока была связь с управляющим, то мы передали все продукты на помощь военным. Мне очень страшно было, что я не понимала, что происходит с моими людьми, как им помочь уехать.  Об оборудовании я вообще молчу, потому что это на тот момент стало совсем неважным", - рассказывает наша героиня.

"Самое сложное - делать бизнес с мыслью, что его уже потеряли": история мариупольского заведения, которое возродилось в Запорожье, фото-2

Уже потом из телеграмм-каналов с новостями Ангелина узнала, что центр уже сильно бомбят, а рядом с помещением, где находилось заведение, прилетела ракета.

В конце марта ей позвонил шеф-повар Денис, которому посчастливилось выйти пешком из Мариуполя. Он просил помощи, чтобы добраться на территорию Запорожья. Быстро скооперировались и нашли машину, которая согласилась его забрать. Уже от него стало известно о последних событиях, которые происходили с заведением - как в помещении спасались почти сотня людей - целые семьи из соседних домов, варили рис на кухонном оборудовании и спали на большой партии коробок. Позже в соцсетях появились сообщения от тех, кто оставался в тот момент в этом подвале и они благодарили, что удалось развлекать детей фонариками и сладостями, которые "Алло Лосось" закупал на праздники.

После этого в город выехали еще несколько поваров. И они рассказывали свои истории, как они выживали в том аду, как пили воду фактически из моря и прятались от обстрелов. В тот самый момент Ангелине очень хотелось их поддержать. И именно тогда ей пришла в голову идея, а что если попробовать заново восстановиться в Запорожье?

"Чтобы вы понимали, в Запорожье тогда магазины работали до пяти часов, на выходных иногда также ничего не работало из-за комендантского часа, но в моей голове это была просто гениальная идея. Во-первых, мне нужно было занять чем-то себя, чтобы не держать все время телефон в руках и отойти от этого негатива. У меня не было ничего - ни поставщиков, ни продуктов, ни помещения. Все, что у меня было - это моя команда. И мне хотелось помочь им и чтобы они также смогли отвлечься от того, что они видели и слышали и предоставить им стабильность. Если мы начинаем работать, то они будут зарабатывать. Риск здесь только с моей стороны, потому что это я встреваю в долги и это только моя ответственность. Когда я рассказала своим об этом, то хоть у них сначала в глазах были знаки вопроса, но они сказали, что готовы.  Я увидела, что люди мне доверяют в этой ситуации", - говорит Ангелина.

В команде уже на тот момент были повара-сушисты, а потом присоединились другие знакомые из Мариуполя, которые захотели работать курьерами. Они распланировали первые шаги - нашли небольшое помещение на базе другой кухни, расписали список необходимого оборудования и начали переговоры с поставщиками. С последними было сложнее всего, потому что некоторые люди едва не называли их сумасшедшими, потому что даже в Днепре тогда не работали поставщики, а из Запорожья давным-давно повывозили склады. Но безумная настойчивость и уверенность бизнеса в том, что им все по силам, помогла выйти из сложного положения и снова возобновить работу. Для команды это была возможность не просто заняться любимым делом, а будто убежать от проблем.

Заработав первые деньги, рестораторы сразу купили новое оборудование, арендовали удобное помещение, обучив специалистов, открыли свою первую точку выдачи. Это было в мае 2022 года, а в апреле 2023 - уже вторую, где можно не только забрать еду, но и посидеть гостям на террасе. Ангелина вспоминает, что когда впервые приехала в Запорожье и увидела это помещение сказала себе, что хотела бы открыть свое заведение в этом месте, но на тот момент цена аренды не позволяла об этом мечтать.

О сотрудниках ВПЛ и амбициозных планах на будущее

Рекламная компания в Запорожье началась с креатива о "героической службе доставки из Мариуполя". Эта информационная компания получила широкую популярность, а одновременно с этим и достаточно много хейта. Однако владельцы объясняют, что не пытались пропиариться на кровавых событиях, а лишь хотели отдать дань уважения своим сотрудникам, которые пережили травматический опыт.

"У меня сердце просто болело. Я говорила очень искренне и от чистого сердца. Но некоторые люди не понимали. Они думали, что это какое-то сетевое заведение, которое решило хайповать на войне и тому подобное. И мне показалось, что важно объяснить людям кто мы такие вообще. Я начала давать интервью, хотя мне это было очень сложно и наши ребята рассказывали, что они пережили и в каких условиях мы работаем. Мы хотели, чтобы нам дали шанс, возможность себя зарекомендовать. И люди здесь так чутко к нам отнеслись.  Сначала приходили просто поддержать, а потом - возвращались, ведь им было вкусно", - говорит Ангелина.

Клиенты в Запорожье и Мариуполе имеют как определенные черты сходства, так и отличия. Среди основных отличий, бизнес, в частности называет большую открытость запорожских гостей. А еще предпринимателей стимулирует высокая конкуренция, которая порождает борьбу (в хорошем смысле этого слова) за "своего" клиента.

За последние полтора года шеф-повар Денис стал управляющим заведения. Было время, когда предприниматели сознательно брали на различные должности приоритетно внутренне перемещенных лиц из Мариуполя, Херсона и Запорожской области, чтобы поддержать людей, которые оказались в другой среде без финансов. Они готовы были брать людей без опыта и научить их всему. С одной стороны эти люди вроде были мотивированы работать, но столкнулась с другой проблемой: когда участились взрывы в городе в октябре 2022 года, переселенцы поехали в более спокойные регионы. Потому что они не привязаны к городу и мотивация остаться, где не так безопасно, как хотелось бы, только из-за работы - с ними не срабатывает. Дефицит кадров - это самая большая проблема во время войны.  Много людей уехало, часть персонала из числа мужчин мобилизовали. Сейчас в двух заведениях вместе с теми людьми, которые работают удаленно онлайн, работает 60-70 сотрудников.

В последние полгода предприниматели расширили ассортимент и добавили в меню собственные японские сладости моти, пиццу, а также есть идея по авторскому меню с акцентом на чайной церемонии.

Кроме самой доставки есть большой запрос на посадочные места. Предприниматели в свое время получили грант на открытие второго заведения, а теперь планируют сделать еще ремонт.

"Мы постоянно находимся в развитии. Не проходит недели без каких-то изменений. Вот, например, на данный момент, мы получили результаты консалтинговой компании, которую я наняла в прошлом месяце. Она провела аудит по нашему заведению, потому что мы хотели выявить и проработать с нашими "ахиллесовыми пятами". Сейчас за короткий промежуток времени мы пережили очень много событий - открытие заведения, массированные атаки, постоянные стрессы и кризисные ситуации. Чтобы продолжать это развитие очень важна мотивационная часть, то есть понимание, для чего я это делаю. А если более честно, то это моральное состояние. Эти ресурсы нужно находить внутри себя. Еще один не менее важный аспект - социальный вклад. Потому что о деньгах здесь сложно разговаривать и по сей день. Я вам честно скажу, что мы постоянно реинвестируем, сейчас, например, в ремонт. Две недели назад был взрыв буквально в квартале от нас.  Самое сложное для меня, это делать этот бизнес с мыслью, что я его уже потеряла. Потому что когда ты теряешь и обнуляешься полностью, то у тебя меняются ценности. И сейчас я отношусь к бизнесу, как к творчеству, как к продолжению истории нашего бренда. А деньги - это уже как следствие, конечно, приятное, которое дает возможности дальше и развиваться, и получать новый опыт", - напоследок говорит Ангелина.

"Самое сложное - делать бизнес с мыслью, что его уже потеряли": история мариупольского заведения, которое возродилось в Запорожье, фото-16

Сейчас бизнес очень серьезно подошел к разработке сценария действий на случай различных критических ситуаций, связанных с войной. В частности, разработали чек-лист действий во время массированных ракетных атак, в случае захвата города врагом, или же во время блэкаутов. Такие выживальницькие стратегии просто необходимы, чтобы спасти жизни людей.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Алло Лосось #рестораторы #помощь #предприниматели #бизнес #Мариуполь
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...