"Нам животных приносили со свалок, из подвалов": история зоомагазина в Запорожье, который помогает приютить животных из прифронтовых городов
Екатерина Волкова, имея за плечами 13 лет зооволонтерского опыта, решилась создать собственный бизнес. Так в Запорожье появились магазины зоосети "Фунтик". Во время полномасштабного вторжения магазины не прекращали свою работу ни на день, несмотря даже на полученные повреждения в результате ракетных атак. За это время сама Екатерина приютила в собственном доме три десятка животных, из которых большинство - спасенные собаки и коты из прифронтовых городов Запорожской области. Мы узнавали у руководительницы зоомагазинов о волонтерских инициативах, изменении ценностей у клиентов и какие вызовы преодолевает местный бизнес во время войны.
Как война изменила ценности и повлияла на работу зоомагазинов
"Когда вы чувствуете любовь к животным, это становится вашим призванием", - начинает рассказ владелица зоомагазина, которая превратила свою страсть к домашним любимцам в успешный бизнес. Открыв свой первый магазин в 2017 году, она не могла представить, какие испытания ждут ее впереди.
В 2022 году она планировала открыть четвертый магазин "Фунтик". На его обустройство семья взяла в долг большую сумму средств и до последнего отказывалась верить в угрозу большой войны. Открытие магазина пришлось на 23 февраля, а утром следующего дня началось полномасштабное вторжение.
Несмотря на все трудности, Екатерина с достоинством справилась с ними, продолжая работать без выходных, чтобы обеспечить животных кормами и необходимыми товары. Война принесла не только материальный ущерб ее магазинам, но и повлияла на логистику и уменьшила количество покупателей. Несмотря на сложности, женщина находила в себе силы двигаться дальше.
В позапрошлом году два магазина получили повреждения в результате ракетных атак. В одном - на проспекте Соборном - выбило стекло, повредило рамы и выпали товары с прилавков. В другом на Сталеваров - вывернуло роллеты, рамы, двери. Ночью позвонили из охранной организации, а через несколько часов начали появляться в сети фото с последствиями обстрелов в Запорожье. Екатерина отмечает, что самое главное - жизнь и здоровье людей, а любые повреждения они не являются существенными и не из-за чего расстраиваться.
"С финансами стало хуже, но вы же понимаете, что изменились ценности. Когда раньше ты там хотел себе купить телевизор, то сейчас ты сидишь и думаешь, да нет, я лучше защитникам эти деньги переброшу. И это вариант того, что в будущем мы купим этот телевизор намного больше, чем если приобрести его сейчас. А что если, ты вынужден будешь эвакуироваться, то вы его с собой же точно никуда не заберете", - отмечает она.
Около 30% персонала вынуждены были уехать из-за войны. Большая нагрузка пришлась на тех сотрудников, которые остались.
"Покупателей стало значительно меньше. А особенно это стало ощутимо по уменьшению среднего чека на вкусности, кроватки и все остальное. А еще много животных повывозили, в частности, тех, которые нуждались в более дорогом товаре. Сейчас мы видим тенденцию, что люди привыкли и более возвращаются к жизни, к каким-то маленьким радостям. Люди стараются купить что-то для своих животных, чтобы их порадовать, а это в свою очередь приносит им самим радость и удовольствие", - объясняет руководительница.
Сейчас в магазинах практически нет животных на продажу из-за отсутствия спроса. Однако весной 2022 года в магазины люди несли своих домашних любимцев в клетках и умоляли их забрать, иначе просто бросят их возле мусорного бака. Магазины были переполнены этими клетками и сама владелица все забирала и забирала домой животных.
"Нам животных приносили со свалок, из подвалов. Было такое еще, когда поехал в Мариуполь, прямо так вот заносят клетку с хомяками. Даже слезы на глаза наворачиваются, когда об этом вспоминаю. Однажды я поймала себя на мысли, что я все заношу и заношу животных, а их настолько много, что я не знаю счета. Просто стоит куча мисок, куча лотков. И много было поридистых животных. И их же нельзя отдать просто кому угодно. И ты понимаешь, что у тебя оно есть, а тебе как-то надо пристроить. И не кому-нибудь, а адекватным людям и это была проблема", - отмечает Екатерина.
Кто-то из клиентов зоомагазина именно в этот период времени пристроил в свой дом брошенную кошку или грызунов.
"У нас были клиенты, которые забрали животных домой, а потом приходили через несколько месяцев, показывали фото, как они сдружились и все у них в порядке. Бывает такое, что тебе звонят: "а я у вас там три года назад брал животное..." И ты такой уже напрягся, ну все сейчас мне его вернут. А человек в трубке говорит, что там что-то вылезло, рядом нет ветеринара и нужна консультация, что делать. Или же клиенты звонят и говорят, мы там куда-то уехали, здесь вообще ничего нет, вы можете выслать. И в такие моменты ты радуешься, что это животное в семье, у него все в порядке, о нем заботятся ответственные владельцы", - говорит предпринимательница.
В зоомагазине отмечают, что благодаря большому опыту работы, они имеют понимание, что эффективнее или лучше работает и могут предоставлять профессиональные советы посетителям. Сотрудники отмечают, что лекарственные средства должны выписывать ветврачи и необходимо ответственно относиться к таким назначениям. Однако бывают случаи, когда человек из-за нехватки средств не может себе позволить посещать ветклинику, а животному просто необходимо помочь прямо сейчас. Только в случае исключений могут по симптомам рекомендовать что-то, однако нет гарантии, что это сработает на 100%.
Волонтерские инициативы: поддержка животных в прифронтовом Орехове и сборы для военных
А еще "Функтик" активно поддерживает зооволонтеров, которые занимаются бездомными или брошенными животными в прифронтовом Орехове. Зоомагазины помогают собирать посылки - сухой корм, лекарства, теплые вещи, посуду. Екатерина также забирает к себе животных, которых спасают во время своих поездок волонтеры.
"Мне посчастливилось познакомиться с очень замечательным волонтером, который мне звонит и говорит: "я вот буду сейчас ехать, или вам кого-то привезти?". У меня уже 31 животное есть - собаки и кошки. Недавно мне привезли собаку со щенками, а до этого котиков. Я на все это смотрю и размышляю, что вообще-то еще вот здесь физически можно найти место для клетки. И конечно, что я соглашаюсь и говорю: "давай, кого поймаешь, того привези". Я стараюсь не размышлять, а что будет потом. Каждый день что-то где-то случается. Когда ты об этом думаешь, то морально умираешь. Мне приют "ШАНС" предоставляет возможность бесплатно их стерилизовать. Потом мы вывешиваем объявления на наших магазинах о том, что есть возможность пристроить животное в семью. Если это срабатывает, то у меня есть возможность забрать и пристроить к себе еще кого-то. К счастью, я живу в дачном доме за городом", - говорит владелица магазинов.
Женщина шутит, что ее муж уже со страхом смотрит, когда она несет что-то домой в контейнере-переноске. А вот маленькая дочь всегда рада появлению новых животных.
Утро Екатерины начинается в 5 часов с прогулок и кормления всех четвероногих. Прогулку с собаками в семье в шутку называют "оленеводством", потому что грядка собак преданно следует за хозяйкой. Самый большой из них - кане-корсо, которого в свое время привезли ей из КП "Бытовик". Собака была очень больной и избитой. Коммунальщики планировали усыпить его, однако Екатерина спасла жизнь животного. Сейчас он чувствует себя хорошо в новой любящей семье, где его называют не иначе, как "бубочкой".
К сожалению, по словам Екатерины, в последнее время очень большая редкость, когда кто-то забирает в семью бездомных животных, а особенно когда речь идет о беспородных собаках и котах. И никакие красивые фото, платные посты зооволонтеров не срабатывают.
"Я сама отдала зооволонтерству около 7 лет жизни и я знаю, как трудно им живется. Люди всю свою энергию, силы, ресурсы и средства этому отдают. Я знаю, как это, когда у тебя нет отдыха. Ты приезжаешь домой, а у тебя сердце разрывается, потому что у тебя 150 звонков. Ты 25 раз помог людям, а на 26 не смог и тебя уже ненавидят, проклинают и все остальное. Из-за этого они просто выгорают. Так произошло и со мной. У меня там была серьезная операция на колене и я прекратила эту деятельность и возвращаться в это не хочу. Я помогаю животным сама, нигде не пишу, что мне нужны средства на корм или лекарства, не беру гуманитарный корм, потому что знаю, что кто-то может говорить, что я им торгую. Мне не нужно чужое. Я сейчас делаю столько, сколько могу и меня никто не может за это упрекнуть", - говорит наша героиня.
Кроме этого, Екатерина Волкова самостоятельно и через свои магазины поддерживает волонтерские сборы в поддержку защитников. Посетителей призывают приносить прямо в магазины металлические банки для окопных свечей, пластиковые крышечки, теплые носки, трикотажную чистую одежду для госпиталя и многое другое.
"Мы собираем все. Там кто-то написал из девушек, что собирают банки под мази, кому-то нужно срочно найти берцы, кому-то необходимы банки на окопные свечи. Все мои знакомые волонтеры они что-то собирают. То, что на постоянной основе, мы выкладываем об этом информацию в наших соцсетях. Мы много всего собираем. Сейчас есть потребность в густом варенье или джеме. Понемногу по 2-3 баночки люди приносят. Невозможно спрогнозировать, что мы будем собирать завтра. Но это хорошо, когда ты чем-то занят и не читаешь все время новости. От того, что я их прочитаю ничего не изменится, а так я что-то полезное делаю", - говорит предпринимательница.
Екатерина говорит о трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться, включая снижение доходов и увеличение расходов на содержание магазинов. Однако, несмотря на все вызовы, она продолжает работать с непоколебимой верой в лучшее будущее и с любовью к каждому животному, которое пересекает порог её магазинов.
"В работе мне помогают ценности. Я честный человек, я ненавижу врать, что-то пропихивать. Для меня очень важно уважение к людям. А еще я просто люблю много работать. Я выросла в такой семье, где много работают и мне так удобно. Для меня прямо довольно странно иметь три и даже два выходных", - говорит напоследок Екатерина.