"Важно иметь бизнес, который дает моральное удовлетворение": история запорожского ресторатора Дмитрия Добродия
Дмитрий Добродий преодолел путь от бармена до владельца 9 локаций заведений питания. Ему принадлежит семейный ресторан «BERGAMOT», кафе «Brand Bar Begemot», «Чайна кава», пиццерии «SYR & DROVA» и кофейни в формате «to go» «Love is Coffee». Мы пообщались с ресторатором о том, как война повлияла на его сферу деятельности, почему сейчас еще более рискованно открывать собственные заведения, и какие социальные инициативы поддерживает местный бизнес.
Начало карьеры: путь от сторожа до успешного бизнесмена
Еще студентом машиностроительного института Дмитрий нашел подработку сторожем в ночное время в фирме, которая занималась машиномонтажным оборудованием. На работу с собой он приносил конспекты и тетради, чтобы подготовиться к экзаменам. Владельцы кроме этого предприятия имели также ресторан рядом с портом и предложили старательному парню поработать летом не сторожем, а барменом. После успешно отработанного сезона студента отправили на обучение в школу барменов в Киеве. Через два года он стал старшим барменом в ресторане. А через 5 лет получил уже должность управляющего. После шести лет работы в ресторанном бизнесе Дмитрий решился запустить свой собственный проект.
На вопрос, где он заработал стартовый капитал на запуск собственного бизнеса, Дмитрий объясняет, что в 90-е, когда было совсем туго с деньгами, его семья ездила в Москву, чтобы продавать овощи и фрукты. И если сначала он условно продавал чемодан с орехами, то заканчивали уже совсем другими объемами - фурами мелитопольской черешни. И это уже были большие деньги. Дмитрий шутит, что на практике бесценный опыт торговли на базарах дал ему даже больше, чем два высших образования, а именно умение вести переговоры и находить общий язык с совершенно разными людьми.
Дмитрий Добродий предложил своему другу начать собственный бизнес. Так в партнерстве была основана школа барменов "Акулы Бара" и магазины чая и кофе. А уже в 2006 году они открыли в сезон небольшой бар на Федотовой косе в Кирилловке в 20 метрах от моря, который работал круглосуточно и поднял планку в курортном поселке по качеству барной культуры. Обвал гривны в 2008 году на какое-то время вывел бизнес из строя, но уже в 2012 году вместе с партнером Добродий открывает бренд-бар "Бегемот", который неожиданно "выстрелил" и полюбился горожанам.
"Запускались мы в июле в торговом центре "Континент" на Бородинском с концепцией семейного кафе. Тогда дали мощную рекламу и условно назначили открытие там на 9 утра. Я еду утром открывать заведение на часах что-то 9.02 и мне звонит хозяин торгового центра, у которого мы арендуем помещение, и говорит: "Дим, а ты где вообще? Здесь уже 20 человек стоят в очереди и ждут тебя". Я растерянный. Прихожу и действительно там стоят родители с детьми, бабушки, дедушки, пары. И это было такое драйвовое открытие", - вспоминает тот день Дмитрий.
Первые три года партнеры очень эффективно отработали, но в какой-то момент заметили, что их мысли по дальнейшему развитию существенно отличаются. Дмитрий выкупил долю партнера и следующие заведения открывал уже самостоятельно. Очень много усилий было вложено в семейный ресторан Bergamot - кухня, дизайн, персонал. А вот с "Чайною Кавою" произошли очень огромные изменения. Заведение бизнесмен выкупил в сентябре 2022 года, а открытие пришлось на начало октября - как раз во время самых массовых обстрелов жилых кварталов Запорожья.
"Чайну Каву" мы купили полностью с оборудованием и персоналом. Владельцы выезжали и все распродали - цена была "сладкая" и я не смог себе отказать еще и потому, что я не планировал и не планирую никуда ехать с первых дней. После того массового обстрела из всего персонала с нами остался один человек - все остальные уехали из города. Это было грустно. Мы работали, но никого не было. Я помню, как выходил на проспект и не было вообще видно ни людей, ни машин", - рассказывает предприниматель.
Возвращение домой после начала войны
В середине февраля 2022 года воздух уже казался разряженным и ощущение опасности прямо дышало в спину. Вместе с командой заведений Дмитрий обсуждал вариант, "а что, если и вправду будет война?", это казалось реалистичным сценарием, но крайне далеким.
За пару дней до полномасштабного вторжения Добродий со своим шефом Артемом выехал на международную выставку в Дубаи, чтобы изучить новые тенденции гастрономической сферы и посмотреть, что пользуется популярностью на международном рынке. Как только они добрались до отеля, их застала информация о полномасштабном вторжении в Украину. Не распаковывая чемоданы, они решили немедленно возвращаться домой. Но ситуация стремительно развивалась - за считанные часы небо закрывалось не только над Украиной, но и над соседними странами. Оператор обещал довезти их за несколько дней, но Дмитрий настаивал на скором возвращении.
"Нам нужно было во что бы то ни стало добраться домой, где у нас и семьи, и персонал. Мы вещи не раскладывали, сразу в такси на аэропорт, а билетов нет. Мы сутки бегали по терминалу и выжидали очереди за билетами. В итоге нам повезло, и какие-то немцы сдали сразу три билета. Они нам обошлись обратно в 4 раза дороже. Я еще тогда понял, что при любой ситуации, любая страна, любые люди на тебе будут наживаться. Так мы долетели до Варшавы, потом переехали в Люблин и оттуда уже на попутках всего четверо суток добирались домой. Когда мы добрались до границы, то увидели уже эти 7-километровые очереди с автобусами на выезд с плачущими детьми, потом увидели первые подбитые и сгоревшие машины. Это было страшное зрелище", - вспоминает свое возвращение Дмитрий.
Предприниматель отмечает, что на тот момент общая численность персонала во всех заведениях составляла около 140 человек. Часть людей вынуждена была выехать за пределы города. На следующий день после приезда Дмитрий собрал часть оставшейся команды и выдал всем зарплату.
"Я думаю, очень мало компаний так сделали. Кому-то на карты бросали, кто-то так пришел. Я знаю, что персонал сомневался, а вернемся ли мы вообще. Мы прибыли 28 февраля и меня не было 4 дня с начала войны. Все это время я говорил им, что еду, но они не могли понять, как я так долго могу ехать. Уже когда вернулся, то сказал ребятам, что мы имеем кучу остатков на кухне, понятно, что людей не будет и надо помогать тем, кто защищает страну. Я попросил выйти тех, кто может помогать. Из всего персонала согласились тогда около 8 человек. Они начали готовить еду и вместе с шеф-поваром мы ее развозили военным, ТРОшникам, медикам, в общем всем, кому тогда это было необходимо", - комментирует ресторатор.
Следующие 2 месяца на базе BERGAMOT работала волонтерская кухня. Помогать с продуктами согласились друзья, поставщики и Федерация триатлона Украины, где находится Дмитрий. А уже где-то в мае ресторанному бизнесу в Запорожье заходит помогать некоммерческая благотворительная организация из США World Center Kitchen. Организаторы выбрали 7 заведений в городе, где построили сеть поддержки. Дмитрий признается, что благодаря этому проекту следующие 7 месяцев они смогли приготовить 100 тысяч порций еды для военных, переселенцев, медиков, эвакуированных лиц и других незащищенных категорий населения.
"На самом деле там 400-500 порций мы готовили вообще легко, а бывало, что в пик доходили и до 2-3 тысяч порций в день. В зависимости от ситуации. Я благодарен этой компании, которая помогла мне сохранить персонал. Благодаря им мы смогли преодолеть самый сложный период и работать. Я открылся один из первых в городе Запорожье. Первым открыли BERGAMOT, потом SYR & DROVA, кофейни и последним летом открылся Begemot. Конечно, я понимал, что рискованно инвестировать в покупку "Чайної Кави", но я могу с уверенностью сказать, что сейчас открывать в Запорожье и Запорожской области новые предприятия, это еще больший риск, чем в 2022 году. Сейчас, чтобы построить ресторан, надо быть просто полнейшим идиотом. И да, мы будем строить (смеется, - прим.ред). И таких, как я, тоже есть ряд предпринимателей", - с улыбкой говорит Дмитрий Добродий.
Социальные и спортивные проекты во время войны объединяют запорожцев
На наш вопрос о том, с каким самым сложным вызовом пришлось сталкиваться предпринимателю и его бизнесу за последние два года, он уверенно говорит, что это не финансы, не кадры, а моральное состояние.
"Самое сложное - психологически остаться в строю. Это очень сильный вызов. Чтобы ты правильно руководил командой, ты должен правильно управлять собой. Если ты найдешь в себе силы, то ты точно эти силы потом передаешь другим. Мой рецепт - спорт, виски, рок-н-ролл, питание, сон. Хотя признаюсь, что я очень ограничен в алкоголе. А вообще важно иметь бизнес, который приносит моральное удовлетворение", - делится Дмитрий.
В разговоре он несколько раз подчеркивает, как гордится своей командой, которая несмотря на все сложности в период войны, даже выросла. Сейчас общее количество сотрудников во всех учреждениях составляет до 200 человек. И важную роль во всей этой структуре играет одноименная общественная организация "Добродій Україна", которая была создана через 5 месяцев после начала войны.
"Мы и до войны всегда проявляли социальную активность, ведь у нас семейные рестораны и кафе, а это детские развлекательные мероприятия, спортивные акции. Затем уже во время войны со мной связался фонд HELP ЗП ЮА, во главе которого стоит Евгений Черняк и сказал, что выбрали нас для дальнейшего сотрудничества. Нам они выслали всего 45 фур гуманитарной помощи за год. Мы это все раздавали и сейчас продолжаем. Просто если раньше это делали три раза в неделю, то сейчас раз в месяц", - отмечает Дмитрий.
Сейчас расходы на поддержку проектов общественной организации составляют около 70-100 тысяч гривен - это бензин, водитель, менеджер, кладовщик, команда.
А еще его заведения поддерживают беговые забеги каждую субботу, проводят конкурсы и мастер-классы для детей, а взрослым особенно запомнился и понравился конкурс "Запорожский торт", где жителям предложили с помощью десерта передать характер любимого города и получить за это денежный приз.
"Социальную инициативу во время войны никто не отменял. И у предпринимателей это должно быть заложено. И если ты имеешь финансы и можешь помочь, то это необходимо делать. Я не говорю, чтобы отдавали все - пусть это будет 3%, 10%, 20%, столько, сколько это возможно", - заключает Дмитрий Добродий.