"Они защищают нас на фронте, а кто поможет их семьям": история волонтера, который после освобождения из плена помогает переселенцам в Запорожье
Азат Азатян - волонтер и многодетный отец, который вынужден был дважды спасать семью от войны. В оккупации от помогал эвакуировать людей в Запорожье и попал на 43 дня в плен. После возвращения Азат все силы положил на помощь переселенцам и открыл волонтерские центры для помощи детям и взрослым. Мы побывали в одном из таких центров "Хорошее место" и расспросили у его основателя о потребностях внутренне перемещенных лиц, жизни в оккупации и решении остаться с семьей в Запорожье, чтобы менять этот город к лучшему.
"Я сам армянин по национальности. Но я люблю Украину. Вспомните февраль, март, апрель 2022 года. Как все мы сплотились. Как мы все горели. Как мы помогали друг другу. Я прекрасно помню, как это, когда покупаешь бутылку пива не для того, чтобы ее выпить, а чтобы вылить жидкость и использовать стекло для коктейля Молотова. Нас тогда что-то объединяло, а сейчас... хотя ничего же не изменилось. Может кто-то привык, а кто-то забывает, что здесь у нас творится за 40 километров. А там, к сожалению, каждый день наши ребята проливают свою кровь", - произносит Азат, сидя на детском стульчике в классе для занятий, которые дети именовали комнатой из Гарри Поттера из-за ярких обоев с книгами, наклеенными на OSB-плиту.
Как появились волонтерские центры для переселенцев "Хорошее место", объединившие энтузиастов, которые хотят помочь другим
Этот класс, да и все помещение детского центра "Хорошее место" Азат обустроил совместно со своей женой для детей в возрасте от 3 до 14-15 лет, которые из-за войны потеряли возможность вживую общаться со сверстниками, ходить на занятия и просто чувствовать себя детьми.
Идея появилась спонтанно, поскольку в семье Азатян у самих есть трое детей и они на себе почувствовали потребность в безопасном образовательном пространстве для них.
"В Запорожье детям негде безопасно провести время, негде пообщаться. Многие переселенцы и их дети оказались в какой-то изоляции, потому что они свою естественную среду, где они жили, где они учились, где у них были друзья, оставили. А здесь не могут адаптироваться, потому что школа онлайн и общения со сверстниками нет. Из-за активных боевых действий, мы как прифронтовой город, на себе в первую очередь ощутили все сложности. Именно поэтому мы решили, что нужно открыть такую локацию, где дети могут безопасно чувствовать себя и родители были бы спокойны", - рассказывает Азат.
Вместе с женой Азат начал поиски необходимого подвального помещения, которое отвечало бы всем необходимым санитарным и пожарным правилам безопасности с системой вентиляции, двумя пожарными выходами, туалетами. Оборудовать классы Азату помог его друг через нидерландский благотворительный фонд.
В детском центре сегодня проходит дошкольное обучение, есть начальная школа, проводят занятия по английскому, украинскому языку, математике, музыке и арт-терапии. Все это бесплатно. В неделю детский центр охватывает около 500-600 детей. Большинство из них - это именно дети, которые вынужденно переехали в Запорожье из-за войны.
"Практически все наши преподаватели - это переселенцы с оккупированных территорий или из прифронтовых зон. И они сами стремились к этому живому общению с детьми. На самом деле это совсем другие ощущения, когда ты объясняешь что-то ученикам, глядя им в глаза, не через камеру ноутбука и телефона, а вот так в одном классе", - рассказывают в образовательном центре.
Родители детей подружились между собой именно благодаря "Хорошему месту" и сформировали сообщество, которое помогает организовывать волонтерские ярмарки, устраивает праздники для детей, поддерживает нуждающихся людей и проводит сборы для защитников Украины. По итогам уже 27 семей также подключились к волонтерским инициативам. В гуманитарных центрах помощи люди могут получить продуктовые наборы, одежду, гигиену и вещи первой необходимости. Также здесь установили прачечную с сушильными машинами, чтобы люди, проживающие в пунктах временного размещения, имели возможность стирать свои вещи.
На сегодняшний день Азату удалось создать уже несколько центров помощи переселенцам в Запорожье, Вольнянске, Кушугуме, Одессе и Донецкой области. В ближайшее время в планах Азата открыть детский сад в таком же формате, где взрослые могли бы оставить малышей в безопасности и устроиться на работу.
Как Азат стал волонтером в оккупированном Бердянске и попал в плен на 43 дня
До 2014 года Азат вместе со своей семьей проживал в мирном городе Чистяково (Торез) Донецкой области, пока туда не пришел "русский мир". Семья переехала в Харьков, где Азат работал строителем и неплохо зарабатывал. Азат вместе с женой понял, что необходимо где-то осесть, обзавестись собственным жильем и они планировали купить квартиру в Харькове, но планы изменились благодаря одному случаю.
"Во время работы я упал, сломал ногу. И вот пока я лежал со сломанной ногой, жена как-то говорит: "А давай купим дом и поедем на море". Я ей говорю, что есть идея получше - купить дом на море. Дети добавили, что дом обязательно должен быть двухэтажным. В общем бог послал нам этот дом и так мы переехали в Бердянск", - вспоминает Азат.
Там он продолжил работать строителем, но все изменилось в феврале 2022 года. Еще за две недели до вторжения чувствовалось напряжение и люди жили в ожидании чего-то неизбежного
"Я чувствовал, что будет продолжение войны, но и подумать не мог, что все произойдет вот так - Украину начнут оккупировать практически со всех сторон. Я думал, что где-то со стороны Донбасса зайдут и люди смогут отступать, в случае приближения вражеских сил. Ну, случилось, как случилось. Мы с другими волонтерами с конца февраля помогали людям - чаи и бутерброды разносили. Потом начал заниматься эвакуацией. Первыми приехали к нам мариупольцы. Мы начали их встречать, принимать у себя в домах, квартирах, чувствовать их боль: у кого-то на руках мать умерла, сын пропал, отец ослеп, ребенок ранен и такого полно. Этим людям надо было ехать дальше и встал вопрос об эвакуации, потому что россияне они не пускали наши эвакуационные автобусы сюда. Я понял, что должен помочь. Сначала сам вывозил, а потом начал организовывать колонны, вывозить колоннами людей, окольными путями, разными там полями и дорогами", - говорит наш герой.
Во время первой поездки Азат провез 4 женщин, 2 детей и 2 котов. Они преодолели 24 блокпоста и уже в серой зоне попали под обстрел со стороны оккупантов. Асфальт был усеян обломками, где-то позади разорвался снаряд и машину подбросило. Азат говорит, что до сих пор не понимает, как им удалось чудом вырваться невредимыми. После этого волонтер помог выбраться из оккупации сотням людей - как гражданских, так и военных. На обратном пути из Запорожья он пытался провозить продукты питания, гигиену и медикаменты в оккупированный город.
Во время очередной поездки его задержали на "нулевом" блокпосту в Васильевке. Представители силовых структур РФ уже давно присматривались к волонтерам и имели ориентировку на Азата. Сутки его продержали в Васильевской комендатуре, а затем перевезли в Бердянск "на подвал". Его поместили в камеру на 4 человека, где по факту находилось 16 человек. Азата били и пытали, используя электрошок, палку и металлическую трубу.
"Это не были допросы, это были пытки. Именно у меня спрашивали: "Где партизаны? Где оружие? Мой позывной и имя куратора". Кого я вывозил, они и так уже хорошо знали. На все эти вопросы я не мог дать ответа, но они продолжали свои издевательства. Однажды, когда я в очередной раз им сказал, что нет у меня куратора, а на вопрос "кому ты служишь?" я сказал, что служу Богу. После этого они начали допытываться, какому Богу я служу, потому что подумали, что "Бог" - это позывной какого-то военного", - делится Азат.
Он добавляет, что в камеры забирали гражданских, как 75-летних стариков, так и мальчишек-подростков и женщин. Поводом могло послужить что угодно, даже просто наличие украинской символики в смартфоне.
На вопрос, что дало ему силы держаться в плену, Азат без тени сомнения отвечает, что вера, надежда и любовь близких, которая чувствовалась на расстоянии, хоть были дни, когда хотелось умереть, чтобы прекратить все эти страдания...
"На 44-й день они снова вызвали меня на допрос, но я уже плохо ходил. Мне перебили ногу и на голову не надели мешок. Тот, кто меня привел, он касается меня за плечо и говорит "не бойся". А как не бояться, если я сейчас вижу, вот это орудие их пыток: дубинки, трубу железную, этот агрегат, которым подают электричество и мучают людей. Они меня спросили, что я буду делать, если меня отпустят. Я честно сказал, что поеду к семье в Запорожье. Они спросили сколько времени мне на это понадобится и дали лист, где под диктовку я написал, что не имею претензий к Российской Федерации и ко мне не применялось жесткое физическое, психологическое или моральное давление, а также, что все средства, которые у меня взяли, и документы, возвращены в полном объеме. Это было неправдой, но мне хотелось на волю", - продолжает Азат.
За несколько суток ему удалось добраться до Запорожья. После приезда он обратился в украинские правоохранительные органы, восстановился и продолжил свою волонтерскую деятельность.
"Сейчас мы становимся больше и больше, потому что это наша земля и мы хотим оставаться здесь: о мотивации и планах на будущее
Первый волонтерский центр наш собеседник открыл вместе с женой Натальей в Запорожье в декабре 2022 года. Азат говорит, что жена генератор всех сумасшедших идей, она помогает со всеми проектами и очень много усилий вкладывает в помощь людям.
Азат шутит, что пока они открывали центр "Хорошее место. Дети", то трижды были на грани развода. Наталья в ответ объясняет, что правда очень "горит" помощью детям, но иногда чувствует вину перед своими детьми, что вынуждена уделять им меньше свободного времени и материнской заботы. Однако тот факт, что семья бок о бок за это время смогла оказать поддержку почти 50 тысячам семей, свидетельствует о серьезности их намерений.
"Так же переселенцы нуждаются в помощи сейчас, как и два года назад. Вся проблема в том, что люди, которые живут в Запорожье, они здесь ожидают. Они ждут, когда деоккупируют их дома, их города, их села. И они хотят вернуться обратно. Очень много людей испытывают трудности с работой, жильем. Наши люди, которые живут здесь, в Запорожье, я не говорю уже о Львове или Закарпатье, они перегибают палку с арендной платой... Такое ощущение, что у нас все хорошо, и надо шкуру снять с этих людей. А еще сейчас начали отменять выплаты, как этим людям жить дальше?", - объясняет Азат.
На вопрос, почему волонтер принял решение остаться с семьей в Запорожье, он говорит, что на самом деле он там, где чувствует себя полезным.
"Почему я остался в Запорожье? Ну, давайте спросим наших ребят, а почему они на запорожском направлении нас сейчас защищают, а не где-то там в Мукачево создают линию обороны. Они защищают мою семью, защищают детей, защищают меня. А кто в это время будет заниматься их детьми, матерями, женами, семьями? Кто им будет помогать? Иногда бывает так, что наши ребята, которые пропали без вести, их семьи на самообеспечении. Потому что, к сожалению, это направление наше государство как-то упускает. За счет чего должна жить эта семья, у которой пропал кормилец. Я здесь, моя семья здесь, мои друзья и команда здесь, сейчас мы становимся больше и больше, потому что это наша земля и мы хотим оставаться здесь. За кого они проливают кровь? За людей, которые уехали из нашей жизни. Но это в определенной степени предательство. Я говорю за себя. Я не говорю за других. Я не осуждаю тех людей, которые уехали. Это выбор каждого. Но я люблю Украину. Люблю Запорожье. И хочу пока быть здесь. А когда деоккупируют Запорожскую, Донецкую область, то я вернусь сначала в Бердянск, а потом в город Торез", - говорит напоследок наш герой.