Совместное заявление Киевстар, Vodafone Украина и lifecell об усилении энергостойкости сетей
Обеспечение надежной связи для украинцев – ключевой приоритет работы компаний Киевстар, Vodafone Украина и lifecell, особенно в условиях войны.В своей работе операторы всегда соблюдают действующее законодательство Украины и поддерживают стремление государства обеспечить украинцев надежной связью во время войны, инвестируя значительный ресурс в устойчивую работу мобильной сети во время отключения электроэнергии. Все три оператора уже инвестировали в энергонезависимость своих сетей более 3 млрд. гривен, обновили на своих базовых станциях 370 тысяч аккумуляторов, приобрели 5,4 тысячи генераторов и других источников бесперебойного питания. Таким образом – в несколько раз увеличили ресурсы для автономной работы своих сетей по сравнению с 2022 годом.
Недавно Национальный центр оперативно-технического управления сетями телекоммуникаций (НЦУ), управляющий электронными коммуникационными сетями во время военного положения , принял Распоряжение №539/2344, обязывающее операторов связи обеспечить в крайне сжатые сроки 100% автономность мобильной связи и Интернет в течение 10 часов во время отключений электроснабжения.
Распоряжение НЦУ критически зависит от ситуации в энергетике. Графики отключений, применяемых сегодня в стране, делают невозможным работу оборудования телекоммуникаций во время блекаутов в течение 10 часов. Требования НЦУ нуждаются в четком взаимодействии с энергетиками и полной перестройке инфраструктуры в части энергообеспечения и размещения оборудования.
Для выполнения этих требований важна поставка электроэнергии в течение времени, необходимого для полной зарядки оборудования резервного питания.Это требует предоставления разрешений со стороны поставщиков электроэнергии (облэнерго) на увеличение мощности электрического тока, питающего базовые станции, поскольку увеличение количества аккумуляторов создает двойную нагрузку на энергосистему. По приблизительным расчетам, чтобы обеспечить зарядку аккумуляторов, питающих базовые станции мобильных операторов в течение 10 часов в случае обесточивания, потребуется мощность около 2,8 ГВт*ч электроэнергии в сутки. Для этого необходимо задействовать мощность по существу одного энергоблока АЭС.
В этой связи 19 июля 2024 г. регулятор в сфере энергетики НКРЭКУ одобрил изменения, нацеленные на внедрение оптимальной процедуры рассмотрения со стороны облэнерго заявлений операторов связи на увеличение мощности электроснабжения для базовых станций. Это важное решение со стороны НКРЭКУ для поддержки отрасли связи, за что мы благодарны. Операторы уже приступили к первым шагам вместе с энергетиками в рамках упрощенных правил.
Кроме вышеупомянутого, важно учитывать и другие факторы, влияющие на выполнение требований НЦУ, как:
- нехватка персонала операторов и подрядных организаций, достаточного для обслуживания резервного оборудования, и поиск возможностей бронирования технических работников (по приблизительным подсчетам, потребность в дополнительном найме специалистов насчитывает десятки тысяч работников). Сети операторов обслуживают большое количество подрядных организаций по всей Украине, сотрудников которых мобилизуют. Необходимыми навыками обладает ограниченное количество специалистов, а обучение новых занимает время и ресурсы;
- невозможность установки и обслуживания генераторов на крышах зданий, где расположены большинство базовых станций (особенно в крупных городах со значительной плотностью населения, где наблюдается повышенная нагрузка на сети), поскольку это запрещено соответствующими строительными и санитарными нормами;
- отсутствие на рынке Украины необходимого количества аккумуляторных батарей и стационарных генераторов, необходимость закупать их за границей, усложненная логистика и длительное время поставок зарубежными поставщиками;
- недостаточная скорость и сбалансированность законодательных процедур по изменению договоров аренды государственного и коммунального имущества для расширения занимаемых дополнительными шкафами с батареями площадей и т.п. На сегодняшний день расширение арендованной площади на объектах государственной/коммунальной собственности требует участия в процедуре аукционов на Prozorro и занимает в среднем 6 месяцев;
- критически нестабильная ситуация в энергетике и длительные отключения электроэнергии приводят к ухудшению мобильного покрытия и качеству услуг; во время блекаутов нагрузка базовых станций в результате повышения трафика (кое-где в 3-4 раза!) влияет на скорость и качество интернета, а иногда и на его доступность, сколько при перегрузках применяется приоритезация голосовой связи. Следовательно, во время обесточений невозможно обеспечить показатели качества, о которых идет речь.
Учитывая указанные факторы, мобильные операторы вынуждены проинформировать своих пользователей, что даже при максимальных усилиях, которые мы, безусловно, ежедневно прилагаем со своей стороны, обеспечить на 100% автономность мобильной связи и интернет в течение 10 часов при отключениях электроснабжения крайне сложно.Все три оператора продолжают работать над усилением энергостойкости своих сетей, ориентируясь на реальные сроки и объемы выполнения работ, обусловленные объективными внешними факторами.