В Запорожской области не хватает около 1,7 тысячи учителей младших классов, - исследование
Недостаток учителей – общемировой тренд, который в Украине усиливается влиянием полномасштабной войны. Уже по состоянию на 2024 год в Запорожской области не хватает около 1,7 тыс. учителей младших классов и 12.1 тыс. учителей-предметников по расчетам, но кадровые нужды к 2030 году будут только расти.
Об этом сообщает общественный союз «Освіторія» и исследовательское агентство FAMA, проведшее масштабное исследование «Учителя Украины: кадровый потенциал».
Исследование длилось более года, для него привлекли более 10000 учителей и студентов педагогических специальностей. Среди ключевых находок — учителей становится все меньше и в городах, и в селах. С началом полномасштабного вторжения учительский состав сократился на 12%, то есть около 40 тысяч учителей. Существует значительный разрыв между учителями гуманитарных и технических направлений последних менее в полтора раза.
«Из профессии стремительно вымываются молодые учителя до 30 лет – за последние годы их количество уменьшилось более чем в 1,6 раза! С 2018 по 2023 год мы потеряли 15 тысяч молодых людей, которых не смогли заменить», — комментирует основательница Образования Зоя Литвин.
Более 40% учителей настроены уйти из профессии к 2030 году. И только немногие большинство студентов педагогических специальностей планируют работать учителем в школе в ближайшие годы. Следует отметить, что из-за низкого престижа профессии за последние 6 лет средний вступительный балл на педагогические специальности снижался.
Математическое моделирование показало: даже при наполнении классов в соответствии с нормами законодательства, к 2030 году прогнозируемая нехватка учителей вероятно составит 108 тысяч педагогов, но эта цифра может быть значительно больше.
Только 47% учителей удовлетворены своей работой, а большинство педагогов — 80% — считают, что общество не ценит их труд. При этом учителя преимущественно удовлетворены отношениями с учениками, коллегами и родителями, а главными демотиваторами называют бюрократию, низкую заработную плату и большую нагрузку. Только 12% удовлетворены уровнем заработной платы, а 94% высказались за сокращение бюрократической нагрузки как главного мотиватора.
Учителя продемонстрировали высокий запрос на усовершенствование знаний. Самые популярные – английский язык (73%), цифровые навыки и запросы связанные с войной: первая домедицинская помощь, правила поведения в чрезвычайных ситуациях и ментальное здоровье. Кроме того, 43% учителей признают, что нуждаются в дополнительных знаниях по украинскому языку, в то же время девять из десяти — избегают русского языка, даже если необходимо точнее объяснить материал.
«Это исследование — приглашение всех образовательных стейкхолдеров к диалогу и действиям на основе реальных данных. Уберечь наше образование от упадка можно только одним путем — созданием условий для учителей, потому что без них ни одна образовательная реформа или стратегия не сработает», — говорит Зоя Литвин.