
Возобновление бизнеса во время войны: как семейный бизнес из-под Токмака перезапустил кизиловое производство в Запорожье

Когда через три дня после начала полномасштабной войны самый большой в Украине кизиловый сад оказался в оккупации, а производственные мощности были уничтожены российскими захватчиками, семья Натальи и Сергея Ольшанских осталась не только без бизнеса, но и без дома. В августе 2022 года предпринимателей постигла еще одна трагедия – на фронте погиб их сын Даниил. Однако, несмотря ни на что, они решили продолжить дело его жизни, возродив производство кизиловой продукции в Запорожье.
От кизилового сада до уникального производства
Как сообщает "УП" , еще в 2013 году семья Ольшанских заложила уникальный сад кизила площадью 14 гектаров в селе Новое близ Токмака. Это был первый подобный проект в Украине. Кизил – это нишевая ягода, известная высоким содержанием витамина С и антиоксидантных свойств. Деревья начинают активно плодоносить на пятый-шестой год, а на девятый – дают полноценные урожаи.
На основе выращенного кизила предприниматели создали компанию Famberry, специализировавшуюся на изготовлении экологических продуктов: соусов, джемов, компотов, пастил, сублимированных ягод, пюре и замороженных плодов. Семья сосредоточилась не только на выращивании, но и полноценной переработке кизила, что сделало их уникальными на украинском рынке.
Утраченное хозяйство и возрождение в Запорожье
С началом войны село Новое оказалось под оккупацией, а предприятие понесло убытки в 300 миллионов гривен. Техника, производственные мощности, урожай – все было уничтожено. В течение двух сезонов семья потеряла более 500 тонн ягод, просто осыпавшихся на землю.
Однако Ольшанские не сдались. В декабре 2022 года они начали строительство нового перерабатывающего предприятия в Запорожье, а уже через полгода открыли современное производство площадью 1400 кв. м. Оно включает в себя камеры хранения и охлаждения, цех для переработки ягод, оборудование для стерилизации и упаковки продукции. На заводе работают восемь постоянных сотрудников, а в сезон сбора их количество удваивается.
Гранты и государственная поддержка: вызовы для бизнеса
Семья инвестировала в новое производство около 2 миллионов долларов – преимущественно из собственных средств. 10% финансирования – это гранты, включая поддержку от USAID и конкурсную программу Forbes.
Однако из-за специфических условий кредитования предприниматель не может получить государственный льготный кредит из-за возраста собственника. Это ограничивает способности развития. Более того, компания не получает дополнительных преференций за ведение бизнеса в прифронтовой зоне, хотя здесь логистика сложнее, а себестоимость выше.
Экспортные перспективы и выход на международные рынки
Спрос на кизилловые продукты растет, и компания Famberry стремится выйти на международный рынок. Продукцией заинтересовались партнеры в Польше, предложившие сотрудничество с сетью Lidl. Но для этого нужны значительные объемы ягод, которых пока недостаточно.
Чтобы увеличить производство, компания поддерживает развитие кизиловой отрасли в Украине: в 2023 году Famberry помогла заложить 7 га нового сада вблизи Днепра, предоставив фермерам саженцы и соглашение о выкупе урожая. Кроме того, предприятие начало перерабатывать и другие культуры – например, тыква, расширяя ассортимент.
Поддержка ветеранского бизнеса и сотрудничество с ритейлом
Продукция Famberry представлена в сетях "Ашан", "Варус", "Новус" и "Сильпо". Компания первой в Украине получила знак «Создано защитниками», что подтверждает ее связь с ветеранским движением.
Наталья Ольшанская подчеркивает: поддержка таких бизнесов – это важный этап реинтеграции ветеранов в общество. Поэтому важно, чтобы украинцы делали выбор в пользу продукции, созданной защитниками.
После войны семья Ольшанских мечтает восстановить свой сад в Токмаке и расширить производство. «Мы хотим показать миру нашу украинскую чудо-ягоду», – говорит Наталья Ольшанская. Но для этого требуется больше поддержки, стабильность рынка и мир.