
«Люди надеются на меня»: история водительницы трамвая, которая 16 лет работает в Запорожье

Татьяна Шевченко большую часть жизни прожила в маленькой деревне под Кропивницким. Она работала младшей медицинской работницей в психбольнице. Когда дети подросли, Татьяна решила кардинально изменить свою жизнь. Она собрала вещи и переехала в Запорожье в поисках новой работы. Уже 16 лет она работает водительницей трамваев в коммунальном предприятии "Запорожэлектротранс". Мы расспросили у нашей героини о выборе профессии и начале карьеры, взаимодействии с пассажирами и как война повлияла на работу коммунального транспорта.
О курсах водителей и первом рабочем дне
После переезда в Запорожье первый год Татьяна работала кондуктором. А потом случайно увидела объявление о наборе на курсы водителей электротранспорта. Выбор был между трамваем и троллейбусом, ноона выбрала именно трамвай из-за того, что ей этот вид транспорта показался безопасным. При этом работа водителя трамвая только на первый взгляд может показаться расслабленной—давишь на педальки, газ, тормоз, даже рулить не надо. Но на самом деле это занятие местами даже экстремальное.
“Обучение тогда длилось полгода вместе с практикой и теорией. Я не скажу, что мне что-то было очень сложно, ведь я училась в техническом колледже. Но помню, что когда впервые была на практике, то почувствовала, что все выглядит несколько иначе, чем в теории. Наиболее страшным для меня было и есть - спровоцировать ДТП или задеть каким-то образом дорогую машину»,—вспоминает Татьяна.
Она до сих пор помнит свой первый рабочий день в кабине водителя. Было очень много волнений, потому что впервые она уехала без наставника и чувствовала очень большую ответственность за всех пассажиров.
“Мой первый рейс был по маршруту №14. Водителям-новичкам чаще всего дают именно 10 и 14 маршрут, потому что они более или менее по ровному пути следуют, без каких-либо серьезных подъемов или спусков. Надо было внимательно следить за всем: за дорогой, за водителями, за пешеходами, за пассажирами, чтобы никто не упал у входа или выхода. Страшно было, но мне удалось преодолеть свою тревогу. Я себе сказала: нужно взять себя в руки. Люди же возлагают на меня надежды и я не должна их подвести, потому что я профессионал»,—честно признается наша героиня.
О начале полномасштабного вторжения и собственных ощущениях
Наиболее болезненным для Татьяны было утро 24 февраля 2022 года. Она накануне поздно завершила свою смену и вернулась домой в два часа ночи, а к утру проснулась от телефонного звонка дочери, проживающей в другом городе. Говорит, сразу не смогла ни понять, ни поверить о какой большой войне она говорит. А когда уже прочла новости, то ужаснулась.
“Было очень страшно. Даже в воздухе чувствовалась паника. Люди бросились кто куда: кто снимал средства в банкомате, кто пытался получить бензин на АЗС, очереди были в аптеках и магазинах. Люди не знали, что делать и что их ожидает. При этом мы движение не останавливали. Все наши водители выходили на работу, как обычно. А что делать, люди работают, надо их возить”,—объясняет водительница трамвая.
При этом Татьяна вспоминает, что самая сложная ситуация была на железнодорожном вокзале. Туда даже некоторое время было приостановлено движение по коммунальному транспорту, потому что люди просто бросали машины и бежали к поездам.
Два года электротранспорт в Запорожье работал бесплатно совершенно для всех категорий населения. И эта поддержка была очень важна для тех, кто потерял средства для обеспечения.
“В первые месяцы вторжения в Запорожье особенно ощутимо было, что люди сплотились в одну кучку. Когда мы ездили, были выключены светофоры, освещение. Мы ехали по темному, и переезжая перекресток, машины тоже останавливались. Было очень заметно, что люди хотят друг другу помочь, чем-то поддержать, как-то по-другому себя вели”,—вспоминает Татьяна.
Несмотря на то, что за ней нет закрепленного маршрута и она выезжает на разные, Татьяна все равно имеет уже кучу знакомых пассажиров, которые узнают ее, а она знает о каких-то их особенностях. К примеру, летом у нее была одна колоритная пассажирка, путешествовавшая чуть ли не каждый день в компании с гусем, который все время шел рядом и своими крыльями охранял хозяйку.
Проснуться в 3 часа утра: как выглядит обычный рабочий день водителя трамвая
Сейчас Татьяна Шевченко работает водителем в так называемом "пиковом режиме". Это означает, что она не закреплена по определенному маршруту или вагону, а работает по графику на разных маршрутах в пиковые часы—утром и вечером, когда есть наибольший поток пассажиров.
Первый выезд на маршрут утром начинается в 4:53. Чтобы успеть на работу, Татьяна просыпается в 3:30 утра. Она говорит, что живет рядом с местом работы и с собой всегда берет, как талисман, икону Святой мученицы Татьяны. Она искренне верит, что она защищает и оберегает ее в самые сложные времена.
“Я прихожу на работу сейчас полчаса раньше, потому что нужно время, чтобы прогреть вагон в мороз, записать билеты и еще сделать определенную работу до того, как нужно выехать из депо. Те, кто работают на первом выпуске, они смотрят на рельсы, за ночь ли ничего не произошло, ничего не выпало, или все нормально с проводом. Нам нужно внимательно обратить все внимание, чтобы другие не заехали на участок пути, на котором нет движения и чтобы люди не стояли и не мерзли”—объясняет Татьяна.
Она показывает нам свое рабочее место в вагоне, который через несколько минут она должна выпустить на маршрут из трамвайного депо. Прежде всего она осматривает салон, проверяет напряжение, тормоз. На панели приборов множество кнопок: зажигание, кнопки дверей, экстренное отключение напряжения… Под правой рукой–веревка, как гудок в пароходах, только эта отводит токоприемник от проводов. Рядом находится микрофон громкой связи, используемый обычно для экстренных объявлений, или когда есть какие-то неполадки с автоматическим диктофоном с начитыванием остановок.
Также в трамваях есть тревожная кнопка в кабине водителя, установленная еще до войны после одного из случаев нападения агрессивного мужчины на водителя.
Еще любому водителю трамвая необходима металлическая палка для ручного перевода рельсов, вы наверняка видели, как водители иногда выходят и ковыряются ею в земле.
Обеденный перерыв длится 45 минут. Поесть водители могут на конечных остановках, где есть комнаты отдыха. Там можно разогреть еду и немного отдохнуть.
Татьяна говорит, что часто пассажиры забывают в салоне личные вещи. Чаще сумочки, продукты, зонтики, документы. Все потерянные вещи передают людям. Благодарные пассажиры часто оставляют благодарности, даже за какие-то мелочи—красивый украинский язык; за то, что водитель подождал пассажиров и многое другое. Руководство вознаграждает водителей за благодарности пассажиров.
О взаимоподдержке коллег и безопасности
По данным КП Запорожэлектротранс на конец 2024 года, у них было 139 трамваев, из которых только 50 эксплуатировались. В гендерном разрезе в трамвайном парке насчитывается около 70% женщин-водительниц и только 30% мужчин-водителей.
Татьяна рассказывает, что коллектив предприятия дружен и все водители, диспетчеры, регуляторы и другие специалисты поддерживают друг друга, подсказывают, как действовать, если что-то сломалось; всегда помогают попавшим в беду. Особенно всех поразила трагическая ситуация, произошедшая 8 января возле проходной одного из предприятий Запорожья, где во время атаки КАБами в трамвае погибли два человека и еще несколько пассажиров травмировались.
“Я слышала, что в тот вечер что-то бахнуло. По рации сообщили, что остановилось движение на том участке. В общем, причину не говорят, потому что рацию же слышат не только водители, но и пассажиры, а мы не имеем права допустить панику. Так что о самой трагедии я узнала из нашей группы в Facebook. Первая мысль–помочь и физически и психологически. Я даже не представляю, какие эмоции были у водительницы, потому что это страшно. Я думаю, что у нее до сих пор такой страх живет внутри, потому что он не проходит просто так»,—рассказывает наша героиня.
Теперь в каждом вагоне трамвая есть QR-код с картой ближайших укрытий. При объявлении воздушной тревоги водители сообщают пассажирам в салоне о необходимости пройти в укрытие и отмечают, где находится ближайшее к остановке укрытие. В экстренных случаях согласно специальной инструкции водители также должны покинуть трамваи и бежать к укрытию.
“Мы останавливаем вагон, людям предлагаем пройти, сами тоже закрываем все, снимаем пантограф, чтобы вагон был без напряжения. Все выключаем, закрываем вагон, идем так же с пассажирами до укрытия. В общем, на все это вместе с предупреждением пассажиров понадобится до трех минут времени”,—объясняет водитель.