
Водителей не хватает: запорожские перевозчики рассказали о нехватке людей и зачем просят повысить стоимость проезда
В Запорожье стоимость проезда в общественном транспорте в последний раз повышали в начале 2022 года. Тогда было принято решение установить тарифы на уровне 10-14 гривен за одну поездку. Аргументом перевозчиков был рост стоимости топлива и запчастей и увольнение водителей из-за низких зарплат. Прошло три года. Тарифный вопрос возник снова. Но теперь стоимость «прыгнет» сразу на 5 гривен. Аргументы у перевозчиков – такие же, как и тогда, единственное – недостаток людей ощущается сильнее.
Далее в материале 061.
Руководители двух транспортных предприятий, обслуживающих маршруты, курсирующие в Коммунарском и Шевченковском районах города, поделились с журналистами своими проблемами и рассказали, куда направят деньги, полученные после роста тарифов.
НЕДОСТАТОК ЛЮДЕЙ И РАСКОМПЛЕКТОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ
Руководитель предприятия Феникс-авто Леонид Фельский, водители которого работают на городских маршрутах 2, 44, 74, 21, 6, говорит, что поднимать тариф нужно было еще вчера.

«Это поднятие важно. Плакать не хочется…. сейчас нам не тяжело, у нас да… проблемки не большие. Трудно тем ребятам, которые находятся на фронте и воюют и обеспечивают нам спокойную жизнь», – начал разговор предприниматель.
Он говорит, что вместе с коллегами просчитывали тариф, все расходы и информацию подавали в управление транспорта городского совета.
«17 гривен - это не та сумма, которая должна быть, но это та, которая даст нам возможность не остановиться и не утонуть совсем. Тарифы больше 20 гривен должны быть и нужно было уже давно это (повышать, - ред.) делать. Мы не можем работать в таких условиях», – говорит.
По его словам, самое падение перевозок началось еще задолго до войны. Оно началось еще с начала эпидемии коронавируса.
«В начале карантина у меня работало 90 водителей, на начало войны их было 58, на сейчас – 34 водителя работает. У меня 30% от того, что нужно. Работать некому. Не хватает водителей, их нет катастрофически. Из-за того, что не хватает водителей, я сам сел за руль автобуса и работал на 44-м маршруте. Людей нет, работал в минус. Люди увольняются, зарплат таких, как хотелось бы, нет. Будем и дальше уменьшать количество транспорта на маршрутах и не потому, что мы этого хотим», - рассказывает Леонид.
Он объясняет, что на его предприятии находятся 40 единиц техники, которая не задействована сейчас в перевозках пассажиров. Половина этого количества – раскомплектована.
«Если немного поднимется тариф, то есть надежда, что немного сможем «подтянуть хвосты» и закомплектовать машины на случай, если появятся люди и водители и мы будем выпускать большее количество транспорта на обслуживание маршрута», - добавляет Леонид.
«Дошли до того, что разбирали автобусы, чтобы отремонтировать работающие на линии. Раскомплектовывали одни, чтобы отремонтировать другие», - подхватывает разговор начальник управления транспортного обеспечения и связи Запорожского горсовета Михаил Скороходов.
По словам директора по финансово-экономическим вопросам КП «Запорожэлектротранс» Владимира Сухачева, повышение цены даст провести ремонтные работы подвижного состава.
«Будем техническое состояние подвижного состава приводить в соответствие. Будем обновлять лакокрасочное покрытие», – уверяет и добавляет.
– «На предприятии есть потребность в водителях: необходимо около 30 водителей трамваев, немного меньше водителей троллейбуса и 50 – водителей автобуса. Кроме того, сейчас более 10% водителей болеет. Нехватка водителей критическая, но предприятие пока что справляется».
ЗАРПЛАТЫ ВОДИТЕЛЕЙ
Если трамвайно-троллейбусный парк говорит, что деньги, полученные от увеличения тарифов на перевозку пассажиров, пойдут на техническое обслуживание транспорта, то частные предприятия все же хотят увеличить зарплату и доход водителя.
«Многие ребята пошли воевать и мы уже похоронили не одного из наших водителей. И у нас низкие зарплаты, и мы не в состоянии их поднять. Сейчас зарплата 12–15 тысяч. Хотелось бы хотя бы до 20 тысяч поднять», - говорит Леонид Фельский.
Его коллега, руководитель "Юнистар-авто" Александр Бойко (предприятие работает на маршрутах 5,5а, 9, 20, 55) также уверяет:
«Мы тоже опрокинем деньги на зарплату и на ремонт стоящих машин. Более ста водителей у нас было и за время войны уволилось более 40 водителей».

Оба говорят, что понимают горожан, которые жалуются на то, что в вечернее время очень сложно добраться домой, потому что транспорта почти нет.
«У нас по договору есть большие штрафные санкции, если водитель съехал с маршрута. Жалоб много, знаем. Мы новые графики согласовали. Очень уверен, что будем работать до 20:00 минимум на 20 маршруте», – говорит Бойко.
Относительно льготного проезда, перевозчики в один голос уверяют, что его никто не отменял и он остается, как и был. В то же время из бюджета на компенсацию льготного проезда на одно предприятии выделяется 1275 грн в гривен в месяц.
«У меня такие маршруты, где я не очень рад увеличению тарифа. Почему? Поскольку только увеличится тариф, увеличится льготная категория. Например маршрут #2. Там транспорта коммунального нет. Вся тяжесть льготных категорий ложится на нас», - начинает перечислять маршруты один из перевозчиков, пытаясь объяснить, что 1275 грн в месяц, это совсем мизерная сумма компенсации.
Ранее 061 сообщалось, что новые тарифы в транспорте будут действовать уже с 10 марта.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда демократии (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.