Веб-камеры на избирательных участках: ненужные и глупые вещи от украинских политиков
Как ни крути, а в том, что в Украине планируют потратить дурной миллиард гривен на оснащение всех украинских избирательных участков веб-камерами, виноватыми уже объявили оппозицию.
Именно из-за нее, оказывается, «чтобы избежать той клеветы, которая готовится на сегодняшний день, государство вынуждено тратить миллиарды гривен для установки этих веб-камер. И мы должны сказать откровенно, что те деньги, которые мы могли бы направить сегодня на решение социальных проблем, на решение проблем стариков, детей, о которых так много они говорят, заставляют сегодня своими действиями тратить совершенно на другие, ненужные, бесцельные и глупые вещи». Эту цитату главы парламентской фракции Партии регионов Александра Ефремова опубликовали даже в беларусских СМИ.
Такими искренними словами политик в принципе, от имени фракции, признал одновременно и глупость, и ненужность затеи. Но, как в том анекдоте: долг обязывает, так как ежики колются, плачут, но должны доесть свой кактус… Ведь на кону - миллиард! С одной стороны, это всего-навсего половина годового бюджета такого города как Запорожье. С другой, денег в казне - нет, так как налоги с крупных предприятий, по неофициальным данным, уже собраны чуть ли не до февраля 2013 года, а бюджетные предприятия, например, пока ни на что, кроме зарплаты, рассчитывать не могут. Нет денет. Так им говорят. Так что теперь можно вполне открыто и аргументировано говорить, что в Украине миллиарды тратятся на «ненужные, бесцельные и глупые вещи» - не менее осознанно и системно.
Инициаторы же супер-закона убивают, как минимум, трех зайцев: 1) как уже писала УП , они прекрасно обходят закон о госзакупках и не проводят тендер, 2) создают прекрасный пиар, бьющий по оппозиции, 3) формируют общественное мнение, восхваляющее свою «прозрачность» и «честность». И все это – всего за один миллиард гривен.
А тем временем, Россия, прошедшая опыта веб-камер и потратившая на это 28 миллиардов рублей (чуть больше семи миллиардов гривен), до сих пор думает, куда эти веб-камеры деть. Кстати, в РФ, чтобы оснастить более 90 тысяч участков, из бюджета выделили только половину средств. Вторые 14 миллиардов (или 3,5 млрд грн) нашли во внебюджетных фондах. Сейчас камеры распихивают по стране, так как президент дал задание: проследить, чтобы не уплыли». Как сообщает РБК, четверть камер осталась в регионах. Как и кто ними пользуется, не сообщается. Остальные (судя по подсчетам, это около 60 тысяч камер) - установили в Президентской библиотеке им Б.Н.Ельцина в Санкт-Петербурге и Академии Кутафина.
Из избирательного российского опыта: камеры не гарантируют прозрачность и честность выборов, а иногда даже и напрямую нарушают закон, в частности, в пункте о полной тайне выбора. Newsru описалнесколько основных проблем видеосопровождения выборов: часть веб-камер располагались так, что любой желающий в интернете мог видеть, за кого голосует человек; качество картинки оставляло желать лучшего – попросту говоря, не было видно ничего; на участках не хватало камер или нет их вообще не было; некоторые камеры на 99% фиксировали общий фон потолка или пола; камеры вообще не включали.
В Беларуси от идеи камер тоже далеко не в восторге. Председатель Центризбиркома Беларуси Лидия Ермошина, работавшая наблюдателем на выборах президента России, уже заявила, что веб-камеры на избирательных участках не являются гарантией от фальсификаций Лидия Ермошина, пишет беларуский «Телеграф» считает, что появление веб-камер на выборах в России было в большей степени «психологическим ходом, чтобы обеспечить внешнюю легитимность выборов, продемонстрировать прозрачность процесса». Но Украина идет своим путем. Видимо, чтобы отличаться…