Жители Запорожья, вложившие деньги в строительство «Константы», пытаются защитить свои имущественные права в суде
Хозяйственный суд Запорожской области рассматривает иск ряда физических лиц из числа вкладчиков ООО Константа относительно признания имущественных прав на объект незавершенного строительства. Драма двух недостроев изуродовала жизнь сотен людей. Как пострадавшие инвесторы пытаются защитить свои права уже девятый год и кто стоит на преграде их интересов в нашем материале.
Экскурс в историю запорожских недостроенных многоэтажек
Эта история берет свое начало еще в 2006 году, когда ООО «Константа» начала строительство двух жилых комплексов – ЖК «Тихий» на улице Крепостной 3Б (ранее – Грязнова) и ЖК «Звездный» по ул. Бородинская 24А. Инвесторами нового строительства стали 262 человека, вложивших собственные сбережения, а кто-то даже взял кредит, чтобы приобрести желаемые квадратные метры. Однако заселиться в новые квартиры этим людям так и не суждено, потому что застройщик вскоре обанкротился.
Через 6 лет вкладчики подписали мировое соглашение, согласно которому застройщик был обязан с 2013 года продолжить строительные работы в ЖК «Звездный», а с 2015 – в «Тихом». Городские власти Запорожья в это же время, когда в перечень учредителей вошел так называемый «смотрящий» Евгений Анисимов, принимает «Городскую целевую программу жилищного строительства и приобретение жилья для отдельных категорий граждан на 2013-2015 годы». Согласно этой программе в течение трех лет должны были профинансировать на 63 миллиона гривен приобретение 34 квартир в том же злосчастном ЖК «Звездный». Фактически было уплачено 4,45 миллиона гривен из бюджета города. В следующем году из-за того, что финансирование «свернули», строительство окончательно остановилось и начался второй этап банкротства.
С заявлением о нарушении процедуры банкротства в суд обратился Укрсоцбанк. Из судебных решений известно, что строительная компания задолжала банку в то время почти 21 миллион гривен, но банк так и не смог взыскать эти средства. Чтобы в конце концов вернуть деньги, финансовое учреждение обратилось в суд, а затем стали обращаться и другие вкладчики и инвесторы указанного строительного предприятия.
«В 2007 году я оплатила и самостоятельно приобрела квадратные метры у фирмы Константа в ЖК Звездный. По плану здание должно было быть окончательно сдано в эксплуатацию в 2016-2017 году. Первое банкротство завершилось мировым соглашением. И с 2016 года идет это второе банкротство. Наши мытарства были очень велики: сначала самый главный кредитор – банк, отрицавший нашу очередь, и он хотел нас, инвесторов, направить в 4 очередь, чтобы мы были просто кредиторами с денежными требованиями. Мы смогли это отстоять. Затем мы неоднократно обращались в городской совет, потому что они также приобрели 9 квартир и являются кредиторами. По нашей инициативе была создана рабочая группа, которая через раз собиралась, чтобы принять решение, как нам выйти из этой сложной ситуации», - вспоминает о тех временах вкладчица Татьяна Тиханкова.
Как люди остались один на один со своей бедой и пытаются отстоять свои права
За последние 8 лет вкладчики прошли все круги ада – суды, рабочие группы при горсовете, пикеты, митинги, попытки «достучаться» до застройщика разными способами. В конце концов, были зарегистрированы два кооператива ОК «БЖК «Звездный-Запорожье» и ОК «БЖК «Тихий центр-Запорожье», в которых учредителями стали кредиторы ООО «КОНСТАНТА» и объединились около 100 человек.
«Наш кооператив был созданпо рекомендациимэра. После начала процедуры банкротства появились два кооператива с такими же названиями, как и дома. – «Тихий» и «Звездный», которым вкладчики предоставили полномочия защищать свои интересы, сделав переуступку права требования.Мыобращались в суд с предложениемпередатьнедостройнабаланс кооператива, чтобы у нас были развязаны руки и мы могли самостоятельно что-то достроить, заключать договоры, но суд нам отказал.А сейчас, независимо от того, каким будет финал этой истории – или продажа через аукцион, или передача в коммунальную собственность, или может там еще кто-нибудь появится, самое важное, чтобы за кредиторами признали имущественные права и они могли хоть как-то защитить свое недостроенное жилье», - объясняет глава кооператива «Звездный-Запорожье» Александр Макаренко.
Однако здесь людей постигла другая неожиданная проблема – параллельно с кооперативами кредиторов регистрируется другое юрлицо - ОК "ЖСК" "Объединение инвесторов ЖК "Звездный" и "Тихий центр", где учредителями стали 4 человека, из которых только два человекаивсамомделе привлеклись в деле о банкротстве «КОНСТАНТЫ». Вкладчики отмечают, что должностные лица этого кооператива с 2017 года ведут деятельность, направленную на передачу недостроев в коммунальную собственность города Запорожья, что несет в себе массу дополнительных рисков: дом может быть достроен с предоставлением квартир льготным категориям населения, снесено здание или сдано в аренду, как земельный участок. Однако ни в одном из этих случаев не учтены интересы фактических инвесторов (кредиторов) недостроев.
В прошлом году департамент ЖКХ Запорожского горсовета в ответе на официальное обращение кредиторов отметил, что в случае передачи недостроек ООО «КОНСТАНТА» в коммунальную собственность, каждый инвестор должен «доказать наличие у него имущественных прав в этих недостройках».
«Поскольку Запорожский городской совет и его исполнительные органы не наделены функциями и полномочиями устанавливать или подтверждать наличие имущественных прав на недвижимое имущество, указанные обстоятельства инвесторы могут подтвердить только в судебном порядке, путем признания имущественных прав», - отмечается в ответе должностных лиц.
В конце прошлого года около 24 кредиторов из числа физических лиц обратились в Хозяйственный суд Запорожской области за признанием этих же имущественных прав, чтобы их интересы смогли быть учтены при любых обстоятельствах, однако и здесь они встретили неожиданные преграды.
Судебные процессы и неожиданное противостояние
Несмотря на то, что ответчиком по хозяйственному делу выступает Общество с ограниченной ответственностью "Константа", к делуна стороне ответчикапривлеклись третьи лица из двух учредителей того же кооператива инвесторов, продвигающего идею передать дома в коммунальную собственность. Именно они не соглашаются с отдельными исками признавать имущественные права на объект незавершенного строительства в судебном порядке, отмечая, что якобы признание имущественных прав кредиторов, то есть людей, которые инвестировали средства в строительство, нарушают их права в вопросе передачи домов в коммунальную собственность. . Группа противников ранее уже сообщала, что имущественные права можно защитить путем регистрации в государственном реестре обременений имущества. Подавляющее количествокредиторов с этим не соглашается, отмечая, что эти лица действуют по собственным корыстным мотивам, привлекая определенных лиц и, вероятно, такие действия имеют все признаки неблагополучной схемы по отжиму этих домов.
«В «Константе» за все это время сменились три арбитражных управляющих. И третий, когда он только поступил, он не отрицал, что нам должны принадлежать эти имущественные права и в случае продажи зданий, они должны быть учтены. А потом его позиция кардинально изменилась… Мое личное мнение – эта группа лиц как-то договорились с арбитражным управляющим, потому что он изменил мнение, а отзыв на исковое заявление содержит те же формулировки, которые используют эти люди, почти под копирку», - отмечает Александр Макаренко. .
Во время рассмотрения дела по сути представитель третьей стороны Сергей Орловский подал несколько ходатайств, в том числе и о приостановлении производства.
«Это решение по данному делу может повлиять на права и обязанности моего клиента по отношению к объекту, являющемуся предметом спора. Мы подготовили объяснения по предмету спора и предоставляем их вместе с доказательствами. В качестве примера я подаю заявление о регистрации именно имущественного права, отличного от вещных, чтобы не говорили, что это невозможно. А также подаю выписку из государственного реестра движимого имущества, устанавливающего обременение на продажу этого объекта. И это доказательство я предоставляю как надлежащее доказательство защиты прав инвесторов, если они боятся, что в случае отчуждения объекта они лишатся своих имущественных прав. И также сразу подаю ходатайство, чтобы суд решил о необходимости остановки производства, поскольку есть вопрос выполнения возможного решения суда по данному делу без внесения сведений в ЕГЭСББ», - отметил Орловский.
Адвокат истцов Валерия Скрима отметила, что представитель третьего лица уже не впервые не соблюдает процессуальные сроки и подает документы, в последнюю минуту, что лишает права и возможности ознакомиться с ними и предоставить обоснованные возражения.
«Нужно четко видеть и предоставлять аргументированный ответ, какие же права нарушаются этой стороной. Лицо от имени которого представляются эти ходатайства не являются кредитором и даже не являются стороной по делу о банкротстве, поэтому он не может быть привлечен в качестве третьего лица к этому делу», - отметила Валерия Скрима.
Кредиторына судебные заседания обращались кпредставителям третьего лицас просьбой объяснить, почемуименноони против того, чтобы люди просто признали свои имущественные права,на чтоникакого ответа так и не получили.
«Эти дома не были введены в эксплуатацию, то есть пока права истца нарушены в том плане, что он не может владеть, распоряжаться объектом недвижимости, строительство не ведется. Со стороны истца были неоднократные обращения по поводу позиции арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий со своей стороны четко заявил, что имущественных прав у истца нет, что он их отрицает. Основанием для обращения в суд стало то, что мой подзащитный как инвестор не может владеть, распоряжаться, пользоваться своими имущественными правами. Признание имущественных прав – эффективный способ защиты. Согласно постановлению Верховного суда от 5 октября 2021 было отмечено, что данные инвесторы по этому делу являются владельцами имущественных прав на квартиру. Большая палата Верховного суда неоднократно обращала внимание, что применение конкретного способа защиты гражданского права зависит как от содержания права или интереса к защите которого обратилось лицо, так и от характера его нарушения. Такое право или интерес должно быть защищено судом эффективным способом, интерес истца состоит в том, чтобы обладать своими имущественными правами для того, чтобы состоялась соответствующая регистрация, для того, чтобы было гарантирование его права на объект недвижимости», - отметила адвокат Валерия Скрима.
За все эти годы вкладчики обращались к многочисленным представителям местной и центральной. власти и правоохранительных органов, но содержательную помощь оказал только один из действующих народных депутатов Украины.
Сейчас судебные разбирательства по искам продолжается и когда будет поставлена окончательная точка в этой борьбе, пока неизвестно.