Выращивать хлеб во время войны - непростое дело: как запорожский фермер начал посевную в 10 км от линии фронта
Предприниматель Иван Яковлевич из Камышевахской ОТГ занимается фермерством 24 года, из которых уже третий год он вынужден выращивать хлеб буквально под обстрелами. Поля его хозяйства находятся в 10-12 км от линии фронта, но, несмотря на опасность, фермер начал посевную.
Как полномасштабное вторжение изменило жизнь и работу запорожского фермера - далее в материале 061.
Более 20 лет назад Иван Яковлевич работал в колхозе трактористом. После распаевки колхозных земель получил личный пай и через некоторое время решил взять в аренду еще несколько участков. В мае 2000 года он юридически оформил свое фермерское хозяйство.
- Выращивал озимую пшеницу, подсолнечник, кукурузу. Потом немного набрался опыта, увеличилось количество земли и тогда уже начал заниматься озимым рапсом. Это очень интересная техническая культура, на сегодняшний день одна из рентабельных культур, которыми можно и нужно заниматься. Цена на пшеницу упала, а рапс и подсолнечник хоть немножко дают нам надежду на выживание, - рассказал фермер.
Сейчас площадь его фермерского хозяйства составляет более 1000 га, из которых около 300 га невозможно обрабатывать из-за заминирования или интенсивных боевых действий.
С началом полномасштабного вторжения Иван Яковлевич продолжил выращивать зерновые культуры. Говорит, что большинство его коллектива осталось работать. Каждого сотрудника он называет героем.
- Мы вместе не один десяток лет работаем. Мы пообщались, я нашел нужные слова, чтобы настроить людей. Как говорится, вместе и отца легче бить. В группе оно не так страшно. Потому что в одиночку - там разорвалось, там разорвалось, а когда в группе, то друг друга подбодрили улыбкой, взглядом. Выращивать хлеб - непростое дело, а в условиях войны это очень непростое дело, мягко говоря. Каждый из моих ребят - герой. Ехать в тракторе, когда он дырявит, много шума и ты не услышишь взрыв, можешь только увидеть или уже почувствовать взрывную волну и понять, что что-то не в порядке. Я был не один раз под обстрелами и они были неоднократно под обстрелами во время работы в поле. Я в прошлом году ехал осматривать посевы подсолнечника. Я был посреди поля, подошел к машине и на расстоянии 400 метров от меня разорвался снаряд от САУ. Я попадал под обстрелы из "Градов", а в начале вторжения мне минометным обстрелом повредило машину и ранило одного работника, - вспоминает Иван.
С начала полномасштабного вторжения в результате вражеских обстрелов разрушены склады фермерского хозяйства Ивана Яковлевича. 1 апреля 2024 года российские оккупанты осуществили около 20 обстрелов села, один из снарядов РСЗО "Ураган" попал в его дом. Фермер показал, как после вражеской атаки выглядит дом, где раньше проживала вся его семья.
После "прилетов" на складские помещения Иван вынужден искать помещения для хранения урожая, что влияет на его себестоимость. Кроме этого, "прилетает" и в поля фермерского хозяйства, поэтому перед началом посевной он обследует территорию на наличие остатков ракет и боеприпасов.
- Посевная начинается с того, что я еду сам в поле и осматриваю абсолютно каждый клочок земли. Я людей не посылаю, еду сам и смотрю, что есть. Бывает такое, что не замечаю что-то и тогда ребята говорят, что там ракета, там еще какая-то кассета или еще что-то. Очень много в начале войны у нас кассет было. Парни из ГСЧС эти небольшие кассеты неделю собирали на площади 30 гектар. Их же нельзя брать вообще в руки. Они их замечали и на месте взрывали. Если мы находим ракету или любой боеприпас, то фотографируем, я даю заявку в ГСЧС и ребята приезжают и разминируют. Могут на месте взорвать, а если говорят, что оно безопасное, то мы трактором или экскаватором можем вытащить, - объясняет Иван.
Сейчас он уже начал посевную. Первыми сеет кукурузу и подсолнечник. Говорит, что продолжит работу на земле, ведь чувствует ответственность перед людьми.
- Это смысл моей жизни. Как мать не может бросить ребенка, так и я не могу бросить хозяйство, которое я своими руками кирпичик за кирпичиком составлял. Это и ответственность перед людьми, которые работают, перед теми пайщиками, которые ждут или зерно, или арендную плату. У меня 200 пайщиков, которые сейчас находятся по всей Украине и за рубежом. Я не могу их бросить на произвол судьбы, каждый человек ждет, - рассказал фермер.