• Главная
  • Гендиректор компании «Граник» Геннадий Дубов о технологиях переработки мусора, мифах по отходам и опыте других стран
Новости компаний
17:00, 16 мая

Гендиректор компании «Граник» Геннадий Дубов о технологиях переработки мусора, мифах по отходам и опыте других стран

Новости компаний
Гендиректор компании «Граник» Геннадий Дубов о технологиях переработки мусора, мифах по отходам и опыте других стран

Основатель и директор экотехнологической компании "Граник", эксперт в сфере обращения с отходами Геннадий Дубов стал гостем на Youtube-канале главы Союза потребителей коммунальных услуг Украины Олега Попенко. Во время эфира Геннадий Дубов рассказал об особенностях переработки мусора, как побуждать население сортировать отходы, а также рассказал о лучших практиках стран ЕС, а также как общины в Украине уже сегодня разрабатывают и внедряют стратегии управления отходами.

«Задача общества – сделать так, чтобы жители были заинтересованы разделять отходы»

Одна из специализаций экотехнологической компании «Граник» – предоставление консалтинговых услуг для различных общин по разработке систем управления отходами. В каждой из общин очень много проблем, которые необходимо решать, если они уже встали на этот путь. Один из ключевых вопросов касается финансов.

«Приведу такой пример: представьте себе человека, имеющего лишний вес и желающего похудеть. При этом она имеет плохую привычку, каждый раз, открывая холодильник, обязательно что-нибудь съедать. У него уже давление, диабет и больные ноги. Врач говорит, что единственный вариант – сбрасывать вес. С отходами у нас такая же ситуация. Каждый человек производит в среднем в день 1 килограмм отходов. В Запорожской области ежедневно образуется не менее 500 тонн бытовых отходов. Ко всему этому еще нужно добавить отходы, которые создаются на строительстве, на предприятиях, то есть отходы, которые нельзя захоронить на полигонах. Это очень большое количество мусора. Все мы краем уха слышали о такой модной фишке, как глубинная переработка отходов или какая-то сортировочная линия с работами. Это все хорошие названия, но к сожалению этого не существует в реальности. Краеугольный камень этой ситуации – деньги. Общество должно научиться правильно рассчитывать тариф на обращение с отходами, правильно собирать эти средства, распределять их таким образом, чтобы в общине был не только вывоз и захоронение, но и раздельный сбор и компостирование зеленых отходов. Также должны быть центры сбора крупногабаритных, строительных и опасных отходов. Вот это система, которую нужно создавать», – комментирует Геннадий Дубов.

Специалист отмечает, что только при создании этой пошаговой системы управления отходами, есть возможность существенно уменьшить количество отходов в разы. Для оставшейся части отходов целесообразно или построить предприятие (завод). Существует две основные технологии – сжигание или механико-биологическая обработка отходов, где из отходов производится технический компост.

«Скелет этой системы управления отходами — сбор и вывоз мусора, контейнерный сервис, раздельный сбор отходов, площадка компостирования, зеленых отходов, а также современный полигон, который не принимает все подряд отходы, а построен для того, чтобы принимать отходы после переработки. Если назвать все эти составляющие скелетом, то кровеносной системой, которая питает деньги. Для этого следует рассчитать правильный тариф. Задача общин – сделать так, чтобы жители были заинтересованы разделять отходы. Если этого не сделать, то просто так никто раздельным сбором не будет заниматься», — объясняет Геннадий Дубов.

Отходы в энергию или переработку?

Директор компании "Граник" отмечает, что если говорить об инвестициях в строительство завода по сжиганию отходов, то средняя стоимость составит около миллиона евро за тонну отходов. Даже при производстве тепловой или электрической энергии при сжигании отходов, если этот завод принадлежит обществу и тепло используют должным образом, все равно эта энергия недостаточна для того, чтобы окупить эксплуатацию этого предприятия.

«Вся эта сфера очень затратна. На общину, где проживает менее 200 тысяч жителей, нерационально строить такой завод. В то же время, цена этого предприятия составит около 200 миллионов евро только на строительство, а еще нужны деньги на эксплуатацию, амортизацию, поддержку и так далее. Две трети стоимости – это только очистные системы. Мы исследовали, как работают такие заводы в Германии – они не выбрасывают опасные отходы, но это очень дорого. За тонну отходов завода необходимо заплатить 90 евро, чтобы он принял и сжег все отходы и это с расчетом того, что предприятие производит тепловую энергию, электрическую энергию. Даже если наши общины в Украине найдут эти деньги — возьмут кредит или получат какой-нибудь грант, такой завод все равно не сможет у нас работать, потому что предварительно отходы необходимо подготовить. А для этого как раз необходима система обращения с отходами», – объясняет Дубов.

Эксперт обращает внимание на то, что, например, в Аузбурге собирается отдельно вторичное сырье – бумага, стекло, пластик идут на переработку, зеленые отходы направляют на компостирование, крупногабаритные строительные отходы можно сдать в специальные центры, а сбор пищевых отходов направляют на биоудобрения.

«В Италии и в Швеции или Германии разные подходы к строительству заводов. Это связано не только с разной морфологией отходов, а, в первую очередь, с разным климатом. Почему на слуху мусоросжигательные заводы в Швеции, потому что в первую очередь там очень долгий отопительный сезон. И в отличие, например, от Германии там очень развито центральное отопление. У них есть возможность использовать мусор для сжигания и производства тепловой энергии. В то же время, на юге Италии нет вообще отопления. Если прохладно, то человек может дернуть кондиционер или использовать электрические обогреватели, а вот такого понятия как отопление у них вообще нет и такой завод им не нужен. Эти предприятия напрямую зависят от климата и развития экономики», – объясняет Дубов.

В Швеции большинство расходов по переработке мусора, по вывозу, по сортировке заложено в тариф, который платят потребители. А истории о том, что шведские заводы покупают мусор не что иное, как миф.

«Совершенно наоборот — на самом деле этим заводам платят другие страны, чтобы они принимали мусор. В этот список входит та же Италия или Англия. Этот миф, засевший в голове у людей о том, что нужно строить такие заводы, и мы сможем продавать свой мусор — это фантазия», — отмечает эксперт.

Успешные кейсы управления отходами в Украине и за ее пределами

В то же время в Украине уже есть положительный опыт городов, которые делают шаги на этом пути. Например, первопроходцами города Хмельницкий и Львов, где появляется раздельный сбор отходов, а также работают над переработкой органических отходов.

«Нужно следовать этим примерам каждой общине и использовать их при строительстве собственной системы управления отходами. Еще одна важная проблема, с которой сталкиваются общины – отсутствие коммуникации с жителями. Люди не знают, что им делать, как им правильно сортировать куда бросать мусор, К примеру, в каждой общине Германии без исключений на сайте городского совета есть раздел с ответами на все неотложные вопросы — что делать с елками, лекарствами, одеждой, книгами . Житель может о чем-либо спросить, почитать разъяснения, посмотреть примеры. И важно, что это не просто какой-то информационный сайт, а там есть конкретные ответы, куда что класть, какой график вывоза. И, вспоминая это, я сам как специалист в этой сфере увидел там свои ошибки. Например, бумажные полотенца я выбрасывал в бумагу, а оказалось, что их нужно выбрасывать в обычный мусор, поскольку их уже не перерабатывают», — говорит предприниматель.

Еще один интересный факт, озвученный во время эфира: в большинстве европейских стран содержание органики в твердых бытовых отходах домохозяйств составляет не более 5%. В Украине цифра органики составляет от 36% до 50%.

«Когда отходы уже смешаны, их невозможно разделить, нет таких сортировочных линий или технологий, которые могли бы с этим справиться. Поэтому важно разделять отходы дома, на кухне в специальных контейнерах, где можно отделить мусор по категориям, которые пригодны для переработки», — объясняет Геннадий Дубов.

Эксперт отмечает, что Украина сейчас движется в правильном пути в части действия запрета на безвозмездное распространение сверхтонких пластиковых пакетов, в то время как более толстые пластиковые пакеты можно переделать.

«Я против методов запрета, потому что всегда нужно что-то предлагать вместо этого. Я за внедрение переработки и современных технологий, потому что сам по себе пластик не является каким-либо злом. Пластмасса это нефтяная, он прекрасно горит и при современных технологиях ненужный пластик можно перерабатывать в энергию», — говорит гость

Геннадий Дубов отмечает, что в системе управления отходами для общины не должна быть заложена рентабельность, но важно, чтобы местное самоуправление несло ответственность за управление отходами.

«В то же время нет и убыточности. Если обществу не хватает денег, они поднимают тариф. Мы изучали опыт одного из городов ЕС, где был мусоросжигательный завод, а позже появилось частное предприятие — технопарк, снизивший тариф с 90 до 50 евро за тонну. И тогда уже и община снизила тариф, потому что в этом нуждались условия рыночной конкуренции», — рассказывает Дубов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Геннадий Дубов #отходы #экотехнологическая компания #Граник #обращение с отходами #управление
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...