"Наши дети имеют право на образование": в Запорожье обсуждают возможность сокращения сети школ
В Запорожье состоялось заседании постоянной комиссии по вопросам образования, науки, культуры по сокращению численности школ. В проектах решения горсовета речь идет о закрытии гимназий №39 и 30 путем присоединения к другим заведениям, одновременно с этим родительское сообщество сообщает о том, что под закрытие могут попасть гимназии №61, 54 и 21. В целом же власти могут сократить до двух десятков учебных заведений в городе. 061 разбирался с чем это связано и какое влияние могут иметь такие решения.
Почему именно сейчас возникла инициатива по сокращению сети школ и зачем это делается
Местное самоуправление отмечает, что проблема малокомплектных школ стояла в Запорожье уже давно. С начала полномасштабного вторжения ситуация значительно ухудшилась - часть детей выехала за границу, а еще часть эвакуировалась в более безопасные регионы Украины. Согласно новым правилам, которые вероятно будут приняты в ближайшее время, с 1 сентября все дети в Украине должны пойти в учебные заведения по фактическому месту жительства. При этом онлайн обучение остается скорее в порядке исключения, но основная ставка будет делаться все же на оффлайн и смешанный формат обучения при условии наличия укрытий. Вследствие этих изменений Запорожье потеряет часть учеников, которые до сих пор учились онлайн и учитывались в своих школах, а городу необходимо будет доплачивать за их обучение из своего бюджета.
"В среднем наполняемость классов снизилась до 26,3 ученика из необходимых 27,5. После начала полномасштабного вторжения из города выехало 40% детей. Есть школы, в которых среднее количество учеников не превышает 10 детей в классе. Это вызывает и финансовые проблемы: город недополучает более 280 миллионов гривен образовательной субвенции, что приходится покрывать из местного бюджета", - отмечает пресс-служба горсовета.
По словам директора департамента образования и науки горсовета Юлии Погребняк, до конца 2024 года прогнозируется дефицит в 287 миллионов гривен на заработную плату для педагогических работников. Это стало поводом для созыва совета директоров учреждений общего среднего, дошкольного, внешкольного и профессионально-технического образования, который поддержал решение о необходимости изменений и трансформации сети городских школ. Вопрос параллельно находится на рассмотрении областного экспертного совета, который будет предлагать конкретные решения.
Но уже сейчас становится понятным, что "под нож" преимущественно попадают школы с маленькой наполненностью классов и без имеющихся укрытий (хотя есть и исключения). В горсовете сообщают о том, что в Запорожье до сих пор остается 28 школ, в которых физически нет укрытий.
"На самом деле ситуация очень тяжелая и сложная. Есть несколько основных направлений, с которыми мы работаем в том числе с родительской общиной. У нас уже были встречи с коллективами, с руководителями. Сейчас мы пересматриваем вопрос малочисленных заведений, где средняя наполненность меньше чем 27,5, на которую направляется государственная субвенция. В 2021 году в городе Запорожье было 67 тысяч детей, на сегодня осталось 40 тысяч детей. Да, у нас есть дети за рубежом - это 17 тысяч. Но и Министерство не стоит на месте, потому что сегодня государственный бюджет не может в условиях войны, внутренней миграции учителей и семей учеников, приоритетности поддержки ситуации с безопасностью, покрыть все потребности. По состоянию на 1 января этого года нам доказана субвенция на 80% от общей потребности. Кроме того, был применен понижающий коэффициент 0,87. В марте было снято по субвенции 797 тысяч гривен. И у нас по состоянию на 1 января на фонд оплаты заработной платы работникам педагогическим не хватает 287 миллионов гривен", - объясняет ситуацию Юлия Погребняк.
Позиция родительского сообщества, учителей и общественных активистов
Родители учеников тех школ, которые подпадают под сокращение требуют у представителей депутатского корпуса оставить в покое их заведения и не проводить это объединение. Они отмечают, что власть таким образом пытается "отблагодарить" тем учителям, детям и взрослым, которые выбрали для себя остаться и работать в родном городе во время войны.
Родители митингуют против закрытия школ и говорят, что расстояние между теми школами, с которыми их хотят объединить, иногда составляет более 2-2,5 км. Более того, непонятно, кто должен отвечать за безопасность детей, которые должны добраться до и из школ на таком расстоянии во время воздушных тревог. В территориальных центрах образования неуверенно говорят что-то о предоставлении школьных автобусов для подвоза детей и обеспечения их горюче-смазочными материалами, но тут же замолкают, когда родители отмечают, что численность учащихся в школах составляет около 200 детей.
"Мы не позволим лишать наших детей право на образование. Ученики хотят находиться рядом с домом, с друзьями, с учителями. От имени всех родителей нашего города просим не принимать решение о реорганизации школ во время военного положения", - отмечает Ольга, представительница родительского комитета школы №61.
При объединении численность классов может составить 35-40 детей, что также не соответствует образовательным нормам. Также родители обеспокоены местом расположения некоторых гимназий, находящихся в приближены к промышленным зонам, периодически подвергающимся обстрелам.
"Школа, друзья, учителя - это то маленькое, что осталось у наших детей. И сейчас у них хотят это забрать. Просто лишить учителей, которые им стали близки, которым они доверяют. В то же время и мы, родители, доверяем этим учителям. Я знаю, что если мой ребенок пошел в школу, то там он в надежных руках. Сейчас в нашей гимназии учится 178 детей. Это 98% мощности нашей гимназии. В первый класс уже принято 12 детей и это только по состоянию на май. То есть наши классы будут укомплектованы по гимназии, я уверена. Хочу напомнить, что есть такой закон Украины о полном общем среднем образовании подписан нашим президентом, где определяется, что с 1 сентября 2024 года количество учеников в классе в начальной школе должно быть не более 24 учеников и в средней - это не более 30 учеников. То есть соединять школы и делать так, что в классах оказывается 35-40 учеников - это нарушение закона Украины", - отметила представительница инициативной группы родителей школы №21 Людмила Крюко.
Родители отмечают, что в школах, где нет укрытия можно было бы найти выход, если бы чиновники за 2,5 года полномасштабной войны смогли определить сеть укрытий до ближайших школ и привести их в готовность. Это было бы в разы дешевле, чем строить так называемые "подземные школы".
Руководитель ОО "Хочу учиться!" Екатерина Зверева уверена, что на самом деле история с коэффициентом в 27,5 по количеству учеников в классах при расчете объема образовательной субвенции была в самом начале применена неправильно и это упущение чиновников из департамента образования.
"Мы проанализировали ситуацию по всем годам и мы никогда на самом деле не достигали этого показателя в 27,5. Этот коэффициент с самого начала министерством к нам применен неправильно. Такой коэффициент есть у Харькова, у Днепра. Но мы не можем с ними конкурировать, мы не такой большой город, у нас нет столько детей. Но если посмотреть на город Сумы, который также прифронтовой, то у них вдвое меньше детей чем у нас и на 28 тысяч детей приходится 38 заведений и все равно нет такого показателя в 27,5. Ни в одной области не закрывают школы и ни одной идеи такой ни у кого не возникло. Мы связались с с разными городами Украины и там ничего не закрывают. Наш департамент образования постоянно жалуется, что им не хватает денег, но каждый год на сайте Минфина они среди тех, у кого самые большие остатки по образовательной субвенции. Что они могут закрывать, если они ничего не открывали? В 2019 году 58 млн на питание детей на бесплатные завтраки забрали и взамен обещали открыть два садика, но так ничего не открыли. Только 8 лет строится Дворец детского и юношеского творчества", - отмечает Екатерина Зверева.
Ее общественная организация также отмечает, что странно, чтобы во время работы над сетью школ Запорожской области, забывают о куче релокированных виртуальных школ временно оккупированных территорий.
"Эти виртуальные школы без зданий. И наш директор департамента, она должна быть заинтересована в своих заведениях, а не в том, что там в области решают. Вам надо было с областной властью решать то, что если дети ВПО здесь, а школы у них виртуальные, они здесь зарегистрированы в одном здании по 20 школ из Мелитополя по одному адресу, то надо побуждать, чтобы они выходили учиться в наши школы, пусть добавляют нам контингента. У них есть дети, у них есть учителя, то почему мы должны оставлять свои школы, свои здания? Кому они достанутся? Или эти виртуальные школы заедут в наши здания? Если посмотреть на этом дашборде, на сайте Министерства, то контингента не хватает Энергодарской, Гуляйпольской, Токмакской, Васильевской, Ореховской громадам. А почему решили сокращать именно запорожские школы?", - говорит Екатерина Зверева.
Что касается дальнейшей судьбы учителей, то они отмечают, что уже проходили предварительные собеседования и есть договоренности о принятии их на работу в другие учебные заведения, однако нет 100% гарантий по переводу всего педагогического коллектива. Под сокращение при этом однозначно попадают администрация школ.
"Есть предложение для учителей, но оно не в полной мере. И они не будут получать средства на уровне той зарплаты, которую они получали, например, в этом учебном году. Они были на собеседовании. Безусловно, что за три месяца многое может произойти. И контингент детей тоже может уменьшиться - кто-то не дойдет и, соответственно, уменьшится наполняемость. Где-то объединят классы и количество часов будет уменьшено. И исходя из этого уменьшаются часы для учителей по всем основным местам. Министерство образования, оно не категорично в своем утверждении, что надо учиться только по очной или смешанной форме обучения. Есть все-таки поставленная задача перед местным самоуправлением, что они могут принять решение в тех школах, где нет укрытия, или они находятся где-то возле таких потенциально опасных объектов, что они могут учиться дистанционно", - объясняет директор гимназии №30 Елена Чумаченко.
Заслушав все стороны, члены комиссии решили отправить на доработку предложенные проекты решения и более детально изучить всю полученную информацию.
Родители и общественность надеются, что такой формат открытой встречи сможет побудить депутатов принять на сессии взвешенное и аргументированное решение.