«Стремимся поддержать людей»: как компания «Граник» работает в прифронтовых громадах Запорожской области
Владимир Гой уже 17 лет работает водителем мусоровоза в экотехнологической компании «Граник». Управлять специализированной техникой он научился буквально через две недели, когда срочно потребовалась работа. С начала полномасштабного вторжения Владимир вместе с грузчиком регулярно ездит в прифронтовые общины региона для сбора мусора.
«С февраля 2022 года не было ни одного дня, чтобы наша работа как-то остановилась. Мы как работали, так и продолжаем оказывать услуги по сей день. Каждый день у нас выезжают машины на маршрут. Мы не покинули ни одного клиента, ни в Степногорске, ни в поселке Приморском, которое мы обслуживаем. В эти громады мы выезжаем раз в неделю, потому что отходов объективно стало меньше. Но те, кто там остался, они нас так ждут. Люди довольны и им наоборот психологически легче, когда они видят, что работают коммунальщики, вывозят мусор, значит, они не сами, их поддерживают», — объясняет Владимир.
Водитель добавляет, что несколько раз они приезжали в Степногорск после завершения массированных вражеских обстрелов и помогали людям преодолевать последствия этих «прилетов» — разгребали завалы, убирали стекло и обломки в многоэтажках и частных домах.
«Люди так искренне благодарили, что мы приехали и помогли им. А как можно по-другому? Там есть люди, которым некуда поехать. Они не могут бросить свои дома. Просто сидят и живут до последнего, как и мы. Я помогаю им, чтобы им было чисто, чтобы их поддержать не только морально, но и физически. Это часть моей работы, которую я люблю и ценю. Как наши ребята на передовой делают свою работу, так и мы едем и делаем свою работу. Человечество – это очень важно в наше время. Когда мы едем через военные блокпосты, нас также могут попросить что-то, мы помогаем, никому не отказываем», — говорит наш собеседник.
Он признается, что как и любому человеку, ему тоже иногда бывает страшно ехать в места, которые часто находятся под огнем, но он смотрит на это, как на свою обязанность, за которую он получает заработную плату, а бонусом еще и благодарность местного населения.
Директор компании «Граник» Геннадий Дубов обращает внимание на то, что сегодня его персонал помимо областного центра полностью обслуживает Степногорскую громаду (Степногорск, Приморское), частично Кушугумскую громаду, полностью поселок Балабино, Малокатериновку и частично Матвеевскую громаду. Они работают по графику, который согласовывают с каждой громадой в отдельности. Сейчас уменьшили количество вывозов мусора, потому что нет уже такого количества отходов, которое было до начала войны.
“В начале войны ничего не было понятно. Многие бизнесы приостановили свою деятельность. У нас было предложение подождать пару дней, пока однажды наладится ситуация, но в конце концов мы решили не останавливаться. Разработали инструкции для водителей, как поступать во время воздушной тревоги. Специфика нашей работы заключается в том, что мы предоставляем такую услугу, которую просто невозможно поставить на паузу. Наши водители обслуживают территории, которые также приближены к зоне боевых действий. Они рассказывают, что при отработке на маршруте что-то прилетело в посадку или на асфальте какие-то снаряды объезжали. Можно сказать, что появилась психологическая устойчивость к этому – так боятся, но работают», – говорит Геннадий Дубов.
В компании был разработан алгоритм действий во время тревоги или обстрелов.
«Если в том районе, где они находятся, есть воздушная тревога, они обязаны покидать мусоровоз и пройти в ближайшее укрытие, указанное на их карте. Они должны переждать завершение тревоги. Что касается самой спецтехники, то страховые компании не страхуют и не компенсируют расходы, связанные с повреждением или уничтожением техники из-за военных действий. Могу только сказать, что мы не держим технику в одном месте и просто надеемся, что нам повезет», — замечает Дубов.
Также руководитель «Граника» говорит, что вопреки всем сложностям, общая беда сделала более внимательными к проблемам друг к другу местные громады, бизнес и население.
«Мы со своей стороны стараемся не подводить, не допускать каких-либо срывов графика вывоза мусора и т.д. Если у нас есть какие-то вопросы, мы обращаемся к администрации громад и помогаем друг другу. В это сложное время мы понимаем, что у нас есть одно общее дело, которое нужно решать вместе. Кроме того, у нас относительно новое направление деятельности – консалтинг громад , где мы помогаем создать систему управления отходами, проводим тренинги, сопровождаем и развиваем эту сферу. Я надеюсь, что в будущем в Украине появится полноценная система обращения отходов, где будет раздельный сбор, переработка, компостирование», — говорит Геннадий Дубов.