«Решать вопрос с отходами будет не власть и не деньги, а общество»: Геннадий Дубов о производстве энергии из отходов
Геннадий Дубов – эксперт по управлению отходами, основатель экотехнологической компании "Граник" поделился своим видением использования отходов как источника энергии в рамках профильной конференции ЭкоПромФорум. Он рассказал при каких условиях могут быть целесообразны проекты по сжиганию топлива,произведенному из бытовых отходов; при чем здесь раздельный сбор отходов и что может сделать активное общество.
В начале своего выступления спикер отметил важность энергии для Украины, особенно в условиях российской агрессии, сильно ударившей по энергетической инфраструктуре страны. На сегодняшний день есть много способов получения энергии, включая традиционные (ядерный, уголь, природный газ) и альтернативные (солнце, ветер, энергия воды) источники.
Но топливо из отходов – это не отдельный источник энергии. Оно производится человеком из сырья, которое создал человек. По словам Геннадия Дубова, сжигание этого топлива это приемлемый способ утилизации отходов. Энергия, которая производится при сжигании топлива из отходов, не окупает расходы завода, поэтому завод берет деньги за прием топлива из отходов.
RDF и SRF: как работает топливо из отходов
RDF (Refuse Derived Fuel) и SRF (Solid Recovered Fuel) – это виды топлива, производимые из отходов. RDF изготавливают из остаточной части муниципальных отходов, тогда как SRF производят из отходов вторичного сырья и отходов предприятий. Причем за утилизацию RDF чаще всего нужно доплачивать. Эти виды топлива могут использоваться на цементных или специально построенных заводах для сжигания, производя энергию.
«Цементным заводам нужно топливо с определенными характеристиками: влажностью, калорийностью, отсутствием нежелательных добавок, таких как асбест, ртуть, хлор. Изготовить из смешанных бытовых отходов SRF, которое можно продать, очень тяжело, дорого и нет смысла. Из смешанных бытовых отходов можно произвести RDF топливо. Цементные заводы могут использовать RDF, но для этого им нужно инвестировать в оборудование и получать оплату за использование RDF. Важно учитывать расстояние от производящего отходы города до заводов. Расстояние более 100 км является критическим для подобного проекта из-за высоких затрат на логистику. Поэтому проекты по сжиганию топлива с цементными заводами могут быть целесообразны только для городов, где они есть. Такими городами на сегодняшний день являются Ивано-Франковск, Кривой Рог и другие», — объясняет Геннадий Дубов.
Для эффективного использования RDF/SRF требуются два завода: один – для производства топлива из отходов и второй – для его сжигания. В Украине таких заводов сейчас нет. Но для их построения необходимы прежде всего договоренности между городом, местными перевозчиками отходов и заводами.
Необходимость раздельного сбора отходов
Для обеспечения качественного сырья для производства RDF/SRF. нужно ввести раздельный сбор отходов.
«Из городских бытовых отходов трудно произвести топливо SRF. Завод может использовать SRF, производимый из коммерческих или промышленных отходов, таких как шины, однородные полимерные или бумажные отходы. Важно ввести раздельный сбор отходов. Нужно не только установить контейнеры для сбора вторсырья, но и исключить из потока отходов те, которые нельзя использовать. Отдельно собираются зеленые отходы (опавшие листья, скошенная трава, ветки) для компостирования; крупногабаритные, строительные отходы следует отправить на переработку, а отдельно опасные, медицинские, электрические и электронные отходы должны быть утилизированы. Тогда остаются две фракции: смешанные вторичные ресурсы и остаточные отходы. Если бы не казалось, что мусора в городе вроде бы много, RDF – топливо сделать можно не из всего», – рассказывает об алгоритме эксперт.
Геннадий Дубов подчеркнул, что производство SRF из муниципальных отходов является тяжелым и дорогостоящим процессом, но RDF — топливо более доступно для использования.
После введения раздельного сбора отходов следующий шаг – строительство завода по производству RDF – топлива. Важный нюанс: община должна платить средства по тарифу на обращение с отходами завода, который будет сжигать RDF и производить энергию.
«Две трети стоимости завода – это очистные сооружения. Расходы на эксплуатацию завода всегда будут выше стоимости полученной энергии. Поэтому не стоит ожидать, что строительство завода по сжиганию мусора способно решить вопрос утилизации и даст дешевую энергию», — предупреждает спикер.
Юридические гарантии и роль общества в решении проблемы правильной утилизации отходов
Чтобы договоренности выполнялись, на практике стороны должны предоставить юридические гарантии друг другу на период в 20-30 лет по поставке отходов.
«Город обязан поставить определенное количество отходов, завод обязуется принять их на переработку. Если город не поставляет оговоренное количество, он все равно платит заводу. Если завод не принимает оговоренное количество отходов, он также платит штраф», — отмечает Дубов.
Времена меняются, и если раньше местные или областные власти могли решить все вопросы с отходами, то теперь ситуация другая.
«Городские и областные власти Львова поняли это, когда имея деньги, не смогли найти участок под полигон. А мэр Киева был вынужден лично встретиться с жителями Подгорцев, чтобы снять обострение страстей», — рассказал Дубов.
Война значительно изменила ситуацию, и теперь решать вопросы с отходами будут не власть и деньги, а общество. Геннадий Дубов призвал к открытому диалогу с обществом и поиску решений по сложным вопросам управления отходами.
«Решать вопрос с отходами будет не власть и не деньги, а общество. Если мы хотим создать современную систему управления отходами, нужно научиться разговаривать с обществом как со взрослыми и честно отвечать на вопросы», — подчеркнул он.
Он также обратил внимание на то, почему многие годы вопрос обращения с отходами ходит по замкнутому кругу.
«Почему ищем простые решения по сложным вопросам? Без создания системы обращения с отходами использовать топливо из отходов невозможно», — резюмировал Геннадий Дубов.