«Лють» создавалась не для тыла: история запорожского кинолога, два года воевавшего в штурмовой бригаде
Кинолог в гражданской жизни и первоклассный гранатометчик на фронте. Старший лейтенант полиции Никита Устинов в 2023 году пошел добровольцем в бригаду Национальной полиции "Лють" и в течение двух лет был командиром взвода гранатометчиков штурмового полка "Луганск-1". В настоящее время он вернулся в профессию и возглавил кинологический центр ГУНП в Запорожской области.
Журналисты 061 встретились с воюющим правоохранителем. Говорили о войне, «Хрущеве», молодых бойцах и, конечно, животных.
Никите Устинову 39 лет, в 2023 году, когда он был в должности старшего инспектора кинолога, как раз формировалась штурмовая бригада «Лють». Полицейский пошел добровольцем, потому что в свое время проходил срочную службу в воздушно-десантных войсках и потому понимал, что его опыт может быть полезен в штурмовой бригаде.
«У меня в подчинении было 32 человека. Несли службу на Донецком направлении. Сначала Курдюмовка, Бахмут, Часов Яр, Торецк», - говорит собеседник и добавляет, что морально был готов к тому, что на фронте будет тяжело, но не был готов увидеть в своем взводе 18-летних парней.
«У меня было шесть 18-летних детей. Они настолько прекрасные люди и бойцы, я смотрел на них и был поражен их смелостью. Они учатся мгновенно, легко. Среди моих ребят было 17 гражданских. Хотя я думал, что у меня будет подразделение из полицейских», – рассказывает.
Он с гордостью говорит, что за время службы в его подразделении обошлось без потерь. А еще добавляет: война показала, кто есть кто.
«Было такое, что парень которому 21 год, тянул на себе несколько километров раненых собратьев», – рассказывает Никита.
Сначала Устинов имел позывной «Кинолог», что собственно не удивительно, но потом кто-то из ребят в шутку сказал, если уж Никита Сергеевич, значит быть ему «Хрущевым». Так к нему в «прилепился» новый позывной.
«Смешно было, когда враг перехватывал наши разговоры по радиостанции и слышал некоего «Хрущева», – смеясь вспоминает.
Их взвод работал с советскими АГС-17, американскими МК-19 и СПГ-9.
«АГС – это автоматический гранатомет, стреляющий очередями. Для живой силы противника это ужасно. Один АГС и роты «пида@ской нет… Туман осколков и пройти невозможно. МК-19 может БМП поражать», – объясняет.
Подразделение «Хрущева» было на самых тяжелых участках фронта, стояло на расстоянии 300-500 метров от позиций врага. «Лютые» гранатометчики постоянно находились в контакте с подразделениями ВСУ. Правда, последние очень удивлялись, когда узнавали, что рядом с ними воюет полиция.
«Лють» создавалась не для тыла. Мы для того чтобы быть в контакте с противником. Мы штурмовая бригада», - говорит.
За два года Никита вывез немало раненых и погибших бойцов с поля боя.
«У нас была бронированная техника, и мы могли забрать тела наших. Я лично привозил. Помню, как спросил своего водителя: Серега, мотнемся? Он говорит: да. Ехали и привозили. Я за то, чтобы все ребята вернулись, пусть даже и на щите. Мы хотели вывезти как можно больше тел наших», - добавляет.
У Никиты шесть тяжелых контузий, ранение ног и рук. Сегодня уже с улыбкой он вспоминает историю, как его на фронте спас боец из «Интернационального легиона».
Темнокожий парень вытащил меня и к себе на позиции затянул. Я пришел в себя и не могу понять, глюк какой или что», - рассказывает Никита. Он добавляет, что тогда рядом был парень из Риги, объяснивший, что они из «Интернационального легиона» и спасли Никиту. Также много раз его жизнь спасала каска и броник. Так что он точно знает, что во время войны ценить нужно каждый день, потому что убить может в любой момент. Никита уверяет, что не стоит тратить время на мелочи. Мол, ссоры, не должны беспокоить нас сегодня.
Полицейский признается, что немногие из окружающих верили в то, что он вернется в гражданскую профессию.
«Когда я вернулся, оказалось, что коллектив подал мою кандидатуру на должность начальника кинологического центра. Мне сказали, что меня согласовали. На фронте командиром взвода вместо меня остался мой зам. Он полицейский из Волыни», – говорит.
Он искренне мечтает, чтобы в его взводе не было потерь и всех, кто сейчас защищает страну, дождались дома.
Никиту, кроме жены и детей, дома ждали 5 собак и 6 кошек. Он очень любит животных. Говорит, что даже во время службы на фронте побратимы привозили к нему своих собак, чтобы он как профессиональный кинолог посоветовал, как лучше дрессировать животное.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда демократии (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.