• Главная
  • "Важно сохранить крымскотатарский язык, традиции и культуру": история запорожского имама Мухаммада Мамутова
19:20, Сегодня

"Важно сохранить крымскотатарский язык, традиции и культуру": история запорожского имама Мухаммада Мамутова

"Важно сохранить крымскотатарский язык, традиции и культуру": история запорожского имама Мухаммада Мамутова

Крымский татарин Мухаммад Мамутов – имам Исламского культурного центра в Запорожье и Черновцах. Уже более 10 лет он работает заместителем муфтия  духовного управления мусульман "Умма". Мухаммад на собственном опыте знает, как это потерять родную землю и не иметь возможности обнять родных.

С начала полномасштабного вторжения он выполняет важную миссию – оказывает духовную поддержку сообществу мусульман, не оставляет в беде нуждающихся и пострадавших. Мы пообщались с ним о его детстве в крымскотатарском поселке, с чего начался его путь в ислам, как покинул полуостров и вместе с женой почти с нуля создал исламскую организацию в Запорожье.

Семейная память: детство, обучение и путь к духовному служению

«Это дишдаш – традиционная арабская одежда для мужчин. Еще у меня есть вот такая марокканская вариация с капюшоном», - показывает нам имам, доставая из шкафа одежду, подготовленную к джуму-намазу (пятничной молитве).

На первом и втором этаже небольшой мечети в Запорожье уже собрались несколько десятков мусульман, ожидающих молитвы и проповеди имама. В это время он заканчивает последние приготовления, надевает праздничную белую чалму-тюрбан на голову, параллельно рассказывая об историческом и ритуальном значении этой белой материи.

Мухаммад родился в Узбекистане. Его семью в свое время, как и большинство татар, депортировали в Узбекистан и соседние районы Казахстана и Таджикистана. Когда ему исполнилось 6 лет, семья Мамутовых возвращается на родину в Крым. О детстве он вспоминает с теплой улыбкой, хотя оно и было непростым, поскольку с раннего возраста пришлось работать, чтобы помочь родителям. После возвращения у семьи не было ничего за плечами, кроме клочка земли.

«У нас не было возможности купить дом. Мы приобрели небольшой земельный участок и вместе с братьями и родителями много работали, чтобы построить жилье. У крымских татар строительство в крови», - шутит наш собеседник.

В то время в школах не разрешали проводить обучение на крымскотатарском языке, однако в семье разговаривали всегда исключительно на родном языке и это было большое желание родителей. Советская власть пыталась подавлять влияние всех религиозных организаций, что не обошло, конечно, ислам. Родители Мамутовы не были особенно религиозными, чего нельзя сказать о бабушке. Именно она, несмотря на все запреты и террор, читала Коран, знала молитвы, владела арабским языком и смогла передать эти знания своим детям.

Судьбу Мухаммада определила одна встреча – это было в 1999 году, когда в деревню приехал духовный учитель из Турции. Турецкая Республика именно в то время развернула программу по возрождению языка, культуры и религии крымскотатарского народа и отправляла в Крым имамов, которые должны были построить и стать учителями в медресе (название средних и высших школ мусульман). Пока строили школу, начали обучение детей в местном доме культуры. Этот учитель спустя месяц вызвал родителей маленького Мухаммада и сказал им, что мальчик очень способен. Через год он поступил в медресе в Симферополе. После учебы он возвращается в родную деревню уже в новом статусе – имама.

“У меня был выбор, и я вернулся туда, где я вырос. Я знаю своих односельчан, они знают меня с хорошей стороны. В селах тогда не было мечетей, и это была большая проблема. В основном в Крыму началось строительство мечети в районах, поселках городского типа, а в маленьких селах ничего не было”, - рассказывает имам.

Семья Мамутовых тогда приобрела в деревне дом. У Мухаммада четыре брата и планировалось, что если кто-то из сыновей женится, то новая семья будет жить там.

«Я сказал родителям, что пока дом пуст, мы могли бы сделать ремонт хотя бы в самой большой комнате, чтобы собирать людей на молитву, проводить уроки для детей. Братья и родители меня в этом поддержали. Люди очень обрадовались этой возможности. Пока мы делали ремонт, местные сносили к нам домой разные необходимые вещи для обустройства - кто-то принес ковер, кто-то кувшины для омывания рук”, - говорит наш герой.

Наконец, совместными усилиями в селе появилось место для молитвы, обучения, проведения религиозных праздников. Имам говорит, что в какой-то момент он понял, что ему еще не хватает знаний и он стремится продолжить изучать религию, чтобы стать более полезным для своего окружения.

Вызовы в Крыму и переезд в Запорожье

Так Мухаммад попал в духовное заведение – Крымское высшее медресе Хафизов. Затем его направили на углубленное изучения арабского языка и чтения Корана в Иорданию. Он успешно прошел все курсы и получил иджазу, фактически разрешение на преподавание и обучение Корану других. Так он за короткий срок становится преподавателем в медресе хафизов, где еще совсем недавно был выпускником и параллельно проводит занятия в Исламском культурном центре, куда на выходные съезжается молодежь со всего полуострова. Именно в это время в 2007 году он знакомится со своей будущей женой Ниярой. Выпускница Крымско-американского колледжа помогала учащимся медресе с изучением английского языка.

После обучения в Йемене муфтий Крыма официально назначает его имамом в одном из населенных пунктов в Джанкойском районе. Имам вместе с женой и детьми живет в комнатах при мечети, совершает молитву, обучение и просвещение. Пятикратная молитва и азан через микрофон (призыв на молитву в исламе) не всем жителям села приходится по душе, и местные крымчане начинают писать жалобы в сельский совет. Имам выходит на диалог и предлагает найти компромисс, который устраивал бы и мусульман среди крымских татар и жителей полуострова, не являющихся по происхождению крымскими татарами. Через некоторое время все жители настолько привыкают к звучанию азана, что начинают даже беспокоиться, когда в какой-то день не слышат молитвы.

Спустя три года Мухаммад получает предложение стать имамом в Запорожье. Он честно признается, что это был очень сложный выбор, поскольку раньше он никогда не жил на материковой части Украины и ничего особо не знал об этом крае.

Чаша весов склонилась на сторону Запорожья, когда во время семейного совета встал вопрос о будущем детей. Осенью 2013 семья перебирается в Запорожье, а в 2014 году происходит оккупация и аннексия Крыма.

“Мы с женой приняли решение оставаться в Украине, потому что оба понимали - нам будет сложно повиноваться той власти. И я, и жена, мы активны, свободны. Мы не могли бы сидеть сложа руки, а если бы мы продолжили свою деятельность, то этим нанесли бы вред своим родным. В общении с братьями в первое время я постоянно спрашивал, нет ли подозрительной машины у дома, не следит ли никто за домом», – вспоминает Мухаммад.

Некоторое время семья еще ездила в Крым, чтобы увидеться с родными. Однако пограничники позже стали более тщательно относиться именно к правоверным мусульманам, вьезжающим в Крым. Однажды они остановили Мухаммада и отвели на допрос, сняли отпечатки пальцев и он понял, что поездки домой становятся все опаснее, а с начала полномасштабного вторжения они стали уже просто невозможными.

Вклад имама Мухаммада в развитие мусульманской общины Запорожья

После переезда в Запорожье Мухаммад некоторое время чувствовал себя как бы не на своем месте, потому что большую часть жизни он все же провел среди земляков. В Запорожье существовала в то время определенная часть мусульманского сообщества, но все было довольно необычно – начиная от общения, заканчивая джаназой (обряд погребения). Однако со временем удалось адаптироваться и внести определенные изменения.

В Запорожье за более чем 10 лет работы имамом в Исламском культурном центре "Вера" удалось открыть полноценную мечеть, организовать учебный процесс для детей и подростков, привлечь большую часть активистов к сотрудничеству.

“К нам приходили дети, подростки, студенты, взрослые люди, которые хотели учить арабский язык. Мы зарегистрировали здесь крымскотатарскую общественную организацию, хотя и крымских татар, конечно, меньше, но мы поняли, что в Запорожье, да и вообще в материковой части Украины, мало что знают о нашей культуре, языке, традициях. Например, когда спрашиваешь у обычных людей о Крыме и крымских татарах, то ассоциативный ряд следующий - море, чебуреки, пляж, отдых”, - говорит Мухаммад Мамутов.

Вместе с активными членами общества, в Запорожье постепенно удалось преодолеть этот информационный вакуум через различные мероприятия ко Дню крымскотатарского флага, Дню памяти жертв депортации крымских татар, интервью в медиа, сотрудничество с представителями других национальных меньшинств. Женщины ко Дню хиджаба также проводили просветительские мероприятия, где знакомили запорожцев с национальной одеждой и как мусульманки в разных странах могут выглядеть.

У имама есть четверо детей – близнецы Амира и Мунира, сын Мансур и самая маленькая дочь Адиле. Последняя родилась перед началом полномасштабного вторжения – 9 февраля 2022 года. Семья встретила войну в Запорожье. Они занимались волонтерством – раздаливаи продукты в мечети, помогали людям, которые эвакуировались в город. Вместе с активистами также продолжали кормить горячими обедами нуждающимся на вокзале Запорожье-2, однако после первого "прилета" туда, чтобы не подвергать людей опасности, вынуждены были приостановить эту деятельность

Мухаммаду и Нияре с младенцем очень тяжело было бежать в укрытие каждый раз. Когда российские войска уже вошли в Васильевку – Мамутовы приняли решение временно эвакуироваться в Черновцы. Как раз тогда стало известно, что работавший там раньше имам вынужден покинуть это место. Дорога из Запорожья в Черновцы из-за высокой загруженности заняла четыре дня. Мамутовы остановились в одном из сел Винницкой области, где им предоставила убежище семья Валентины. В марте 2022 года были проблемы с топливом на АЗС: очереди на заправках были огромны и только на вторые сутки удалось заправить автомобиль.

“По приезду, некоторое время мы жили в мечети и вместе с друзьями записывали видео для зарубежных благотворителей с просьбой о помощи. Мы смогли приобрести матрасы, постельное белье, продукты. Женщины готовили там в мечети. Чувствовалось, что мы одна большая семья. В это же время в Запорожье наша мечеть стала хабом для вынужденных переселенцев. Мы оставили в мечети ответственного человека, который принимал людей, выезжавших из оккупации из Херсонской, Запорожской и Донецкой областей. Людям нужно было место для отдыха, ночлега. Они оставались на 2-3 дня и ехали дальше”, – рассказывает Мухаммад.

Сейчас также продолжают оказывать гуманитарную помощь нуждающимся мусульманам, людям с инвалидностью, переселенцам и пострадавшим от обстрелов семьям. В начале полномасштабного вторжения поддержку оказывали организации и отдельные благотворители из Румынии, Турции, Германии. Также сам имам периодически организует сбор средств на продуктовые наборы, чтобы адресно поддержать людей из прифронтового Запорожья.

Роль имама в военное время: поддержка общины и капелланская миссия

Из-за полномасштабного вторжения значительно уменьшилась численность верующих в мечети. Если в Запорожье в 2021 году на пятничную молитву собиралось около 200 человек, а на большие праздники и до 400 верующих, то теперь в среднем собирается 40-50 человек и часть из них - ВПЛ. В Черновцах община мусульман еще меньше.

Во время войны верующие часто приходят к духовному лидеру за советами, наставлениями, касающимися того, как им действовать в сложных жизненных обстоятельствах, поиске смысла жизни, нуждаююся в помощи по семейным вопросам: конфликты, брак, воспитание детей.

Главная миссия имама во время войны – моральная поддержка прихожан. В начале войны в Запорожье было собрание Совета церквей. Представители всех конфессий сплотились - кто-то вызвался помочь горожанам с продуктами, кто-то организовал сбор одежды, другие предоставили помещения для переселенцев.

“Имам в исламе – это человек, который не только руководит молитвой, но и ведет за собой общину. И люди постоянно в исламе опираются на то, что имам – это моральная поддержка, его слово имеет вес. Людям важно общение. Сейчас особенно необходима духовная поддержка. Очень многие украинцы почувствовали на себе горе - кто-то потерял близкого человека, кто-то остался без крова над головой”, - рассказывает наш собеседник.

Тысячи мусульман воюют в составе Вооруженных сил Украины. Духовное управление мусульман отмечает, что справедливой является вооруженная защита своего государства, домов и семей от врага. Очень важна капелланская работа. В Духовном управлении мусульман Украины УММА есть капелланы, работающие с военнослужащими. Имами-капелланы работают на передовой и проживают вместе с капелланами других конфессий.

“В одном доме на передовой проживают капелланы всех конфессий. Они все вместе делают одно общее дело. Там нет никаких религиозных споров. Есть одна общая цель – поддержка военных. Они также поддерживают местное население в прифронтовых населенных пунктах, где проживают. Например, мы организовывали и помогли доставить подарочные наборы детям на новогодне-рождественские праздники, хотя в нашей релегии и не принято их праздновать”, - рассказывает Мухаммад Мамутов.

В обществе иногда можно услышать некие упреки, что якобы известно о малом количестве крымских татар на фронте в составе ВСУ. Конечно, никто не проводил таких подсчетов, однако имеется достаточно простое объяснение, почему крымские татары зачастую вынуждены скрывать свое участие в войне, а процесс захоронения военных проходит в закрытом формате.

“В каждом городе можно увидеть в соцсетях публикации о гибели такого-то защитника и собирающихся проводить его в последний путь в такое-то время, в таком-то месте. Крымских татар не провожают с такими почестями, все делается скрыто, потому что остались родственники в оккупированном Крыму и их семьям могут причинить вред. Если люди не видят наших захоронений, то это не значит, что их нет», – говорит имам.

От семейных ценностей к общественной активности: история семьи имама

Мы спрашиваем, налагает ли ислам какие-либо особые обязательства на семью имама – жену, детей. Мухаммад отмечает, что на самом деле нет никаких правил или ограничений, а все является результатом личного выбора. Он подтверждает, что стереотипным является утверждение, что абсолютно все мусульманские женщины обязаны подчиняться мужчине, они не имеют никаких прав и свобод. В последние годы увеличилось представительство женщин в религиозной и общественной жизни мусульман Украины, однако является ли оно достаточным - открытый вопрос.

"Моя жена является общественной активисткой, она занимается просветительскими, волонтерскими проектами. Она была столь активной еще в Крыму. После окончания университета она год работала в школе. По образованию она преподавательница, может быть переводчицей. У нас четверо детей, и она мне очень помогает, а я поддерживаю все то, что она делает. У нас в семье так принято, что мы открыты, всегда делимся друг с другом чувствами, мыслями, планами. У меня нет такого, что я беру на себя роль главы семьи и сам реализую свои планы. Мы всегда советуемся и вместе все организовываем”, - говорит он.

Имам Запорожья говорит, что для его семьи важно приносить пользу обществу, и они хотят показать правильный пример для наследования своим детям.

“Да, в какой-то степени нам не хватает в Черновцах крымскотатарской среды. Мы являемся частью украинского общества, уважаем и любим украинский язык, историю, дети исследуют сейчас историю Буковины, но для нас также чрезвычайно важно вдали от родины сохранить крымскотатарский язык, традиции и культуру. Дома мы общаемся исключительно на крымскотатарском языке, дети читают книги, мы где-то их исправляем. Дети большую часть дня проводят в школе и это оказывает также влияние. Например, в Киеве, где больше крымских татар проводят языковые курсы, они собираются между собой на различных мероприятиях, ходят друг к другу в гости и это дает возможность сохранять идентичность”, - рассказывает наш герой.

О проявлениях ксенофобии и ее преодолении

К сожалению, даже в обществе, демонстрирующем высокий уровень солидарности и толерантности, остаются проявления ксенофобии и исламофобии. Мухаммад Мамутов лично с этим столкнулся в 2022 году в Черновцах. Его сын потерял на автобусной остановке рюкзак с планшетом. Рядом они увидели мужчину с таким же рюкзаком, а потому обратились к нему с вопросами. Он расценил такие действия, как агрессию, – ударил, повалил на землю имама. Набежали прохожие, которые не давали ему подняться, держали на земле, толкали, одна женщина пыталась ключами попасть в глаза. В это время окружающие кричали оскорбительные слова, вроде "черный", "цыган" и обвинения "понаехали".

"Они не знали, кто я. Когда уже приехали полицейские, к толпе подошел один священник, которого я видел на одном из совместных мероприятий. Он меня узнал и именно он сообщил, что я имам, у меня есть определенная репутация, я не мог такое сделать. Полицейские разобрались во всем. Я извинился, потому что подумал, что этот человек мог забрать вещи ребенка. Полицейские были со мной достаточно вежливы, они в этом разобрались. Сама ситуация неприятная, эта толпа имела много ненависти, высказывала пренебрежительное отношение ко мне, которое не было ничем подкреплено”, - говорит имам.

Он объясняет, что даже на уровне власти есть некоторые проявления стигматизации. Например, если кто-то из должностных лиц делает что-то не так, то обычно указывают именно на его противоправные действия, а вот если это должностное лицо имеет еще крымскотатарское происхождение, то об этом обязательно отметят и при этом переносят этот негатив в целом на его национальность. Активно помогает этим проявлениям спецслужбы страны-агрессора, пытающихся посеять рознь на почве расовой, национальной и религиозной нетерпимости.

Ксенофобские настроения, дискриминация по национальному признаку и стигматизация все еще находятся на достаточно высоком уровне в украинском обществе. Ее преодоление требует времени и системного подхода, объединяющего образование, общественную активность и межкультурный диалог.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#национальные меньшинства #мусульмане #имам #крымские татары
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...